ЧТО ТАКОЕ ПРОГРАММА МВА

3078
Профессия финансового директора в нашей стране очень молода и постоянно развивается. Самые «продвинутые» финансовые директора могут иметь сегодня два высших образования, научную степень, но в бизнес-среде особо ценится степень МВА. Попробуем разобраться, что такое степень МВА для финансовых директоров — дань моде или профессиональная необходимость?

ЧТО ТАКОЕ ПРОГРАММА МВА

МВА (от англ. Master of Business Administration - Мастер делового администрирования) - это самый престижный диплом в сфере бизнес-образования, который признается во всем мире. Основная цель программы МВА - подготовить специалистов к работе на руководящей должности, быстрому принятию оптимальных решений в нестандартных ситуациях, научить ответственности, главным и второстепенным принципам ведения бизнеса и т. д.

  • Сергей Лихарев, коммерческий директор "Голден Телеком", обладатель степени МВА Johnson Graduate School of Management Cornell University
    "Среди большого количества форм и методов бизнес-образования (специализированные программы, тренинги, краткосрочные курсы и т. п.) программу МВА выделяет одно принципиальное отличие: она предназначена для подготовки универсальных менеджеров. Иначе говоря, она позволяет готовить, во-первых, именно управленцев, а не специалистов-профессионалов в узких областях, а во-вторых, менеджеров, которые в принципе могут работать в любой области бизнеса и в любой стране. В силу своей универсальности программа МВА не может, да и не должна давать подробную информацию по всем изучаемым предметам. Ее достоинство в другом - она позволяет получить целостное представление о том, каким образом все "колесики и винтики" бизнеса работают как единое целое. Поэтому эта программа практически идеальна для будущих руководителей больших многофункциональных (и многонациональных) корпораций, но не очень подходит тем, кто в будущем видит себя высококлассным специалистом в узкой сфере, например по российскому налоговому законодательству".

ЧТО ИЗУЧАЮТ В МВА

Набор предметов, которые входят в учебные планы MBA, во всем мире примерно одинаков, как и продолжительность программ (около 1000 аудиторных часов плюс в два раза больше времени самостоятельной работы). Предметы условно делятся на четыре группы1:

  • дисциплины, изучающие среду бизнеса (экономическая теория, предпринимательское и налоговое право, профессиональная этика и т. д.);
  • научные основы бизнеса (финансы и бухучет, количественные методы, статистика, организационное поведение);
  • базовые курсы (менеджмент, маркетинг, управление персоналом и т. д.);
  • специальные и специализированные дисциплины (управление проектами, управление инвестициями, логистика внешнеэкономической деятельности и т. д.).

Особое место в обучении магистров управления бизнесом занимает Case-study - решение конкретных практических задач.

 

Сергей Лихарев, коммерческий директор "Голден Телеком", обладатель степени МВА Johnson Graduate School of Management Cornell University

Казалось бы, финансовый директор - позиция "чисто финансовая" и требует в первую очередь узкоспециализированной подготовки. Однако в крупных корпорациях уровень ответственности на такой должности предполагает широкие взгляды на бизнес. Поэтому, на мой взгляд, человек, собирающийся работать финансовым директором достаточно крупной фирмы, в идеале должен иметь два образования: специализированное финансовое и MBA. Если же оба образования получить невозможно и приходится выбирать, думаю, что MBA с углубленным изучением финансов и бухучета является хорошим компромиссом.

 

Александр Лопатин, заместитель генерального директора компании "Связьинвест", обладатель степени MBA GSB University of Chicago Безусловно, финансовому директору необходима степень МВА.
Во-первых, МВА дает широкий спектр представлений по всем направлениям деятельности компании, а также навыки, применимые в реальных бизнес-ситуациях.
Во-вторых, позволяет осознать связь стратегии компании и ее текущего состояния.
В-третьих, учит анализировать происходящее в других компаниях.
В-четвертых, школы МВА - это уникальная возможность познакомиться и пообщаться с людьми со всего мира, понять менталитет той или иной нации. Знание национальных особенностей может помочь выстраивать отношения с бизнес-партнерами из других стран.

Леонид Астрин, финансовый директор ОАО "Мосметрострой", обладатель степени МВА программы Kellogg-Recanati Executive MBA Northwestern University, США и Tel-Aviv University, Израиль
По моему мнению, степень MBA полезна любому менеджеру, занимающему руководящую позицию, начиная с начальника отдела. Главный смысл МВА состоит не в получении специальных теоретических знаний по отдельным вопросам менеджмента, а в общем системном подходе к процессу управления компанией и ее подразделениями, в основе которого лежит обычный здравый смысл.
Курс МВА содержит набор инструментов для формирования стратегии бизнеса. Если финансовый директор принимает непосредственное участие в формировании стратегии компании, то МВА - это, пожалуй, единственный вид образования, который может в этом помочь.
Курс МВА содержит цикл специальных предметов по финансовому менеджменту. Должность финансового директора, как правило, предусматривает более глубокие знания в области финансового менеджмента, чем те, что дает курс МВА, но только эта программа все предметы дает в контексте общей бизнес-стратегии компании.

Сергей Ражев, управляющий партнер рекрутинговой компании Penny Lane Consulting
Бесспорно, любому ориентированному на карьеру финансисту МВА необходим. Инвестиции в собственное образование - всегда самые надежные, они приносят дивиденды в течение всей последующей жизни. МВА, в первую очередь западная, значительно повышает интеллектуальный уровень человека. Это возможность окунуться в другую среду, получить практику в известных мировых компаниях, познакомиться с огромным количеством интересных людей, которые могут пригодиться в будущем, не говоря о том, что специалисты с западной степенью МВА стоят в несколько раз выше своих коллег".


КАК ВЫБРАТЬ БИЗНЕС-ШКОЛУ

Сразу же оговоримся, что сравнивать российские и западные бизнес-школы не совсем корректно: у западных бизнес-школ огромный опыт, традиции и практика преподавания. Российское же бизнес-образование очень молодо - в этом году ему исполнилось лишь 10 лет. Поэтому цель нашей статьи - прежде всего объяснить, какое образование и за сколько (а финансовый вопрос очень важен) можно получить "здесь" и "там"; в каких случаях имеет смысл стремиться к получению степени МВА на Западе, учитывая, что в этом случае придется потратить немалые средства (порядка 50 000 долл. США в год) и на год-два уйти из бизнеса.

Мы попросили экспертов ответить на вопрос: в каких случаях нужна российская МВА, а в каких - западная. Общий итог опроса таков: западная МВА нужна прежде всего для тех, кто планирует сделать карьеру на Западе или же в иностранной компании, работающей в России, реже - в крупной российской компании (далеко не все российские компании, даже крупные, ценят сегодня степень МВА). В остальных же случаях вполне можно ограничиться российским бизнес-образованием.

  • Ольга Каненкова, главный бухгалтер ОАО "Автофрамос"/RENAULT, учится по программе получения образования МВА МИРБИС и London Guildhall University
    "Российские школы могут только грамотно изложить западные стандарты МВА и предложить их же кейсы. К сожалению, наша экономика еще не "родила" достаточно примеров для анализа. Конечно же, западная школа МВА фундаментальней. И если вы планируете свою карьеру в 25-27 лет, имея за плечами определенный опыт работы в крупной компании, западный МВА - для вас. Точнее, он для вас, если вы видите себя в западной компании ТАМ. Российский "продукт" более адаптирован к нашей действительности. Он для тех, кто видит себя ЗДЕСЬ".

    Алексей Ончуков, начальник отдела маркетинга Высшей школы международного бизнеса АНХ при Правительстве РФ
    "Тем руководителям и специалистам, которые состоялись как профессионалы здесь и будущее свое видят тоже здесь, логичнее выбирать именно отечественное бизнес-образование. Содержание отечественных программ построено с учетом российских реалий, а наши преподаватели ничуть не меньше задействованы в консалтинге, нежели их иностранные коллеги, и потому имеют тот практический опыт, который ложится в основу учебных дисциплин и которым не грех поделиться с квалифицированной аудиторией. Недаром иностранные компании, работающие в России, наемных русских менеджеров часто направляют именно на российские программы".

Теперь самое время остановиться на проблеме выбора бизнес-школы.

Российская бизнес-школа

Первые программы МВА появились в России в 1992 году. Пионерами считаются Школа бизнеса при Российском университете дружбы народов (РУДН) и Высшая школа международного бизнеса при АНХ РФ. Затем появились другие московские бизнес-школы: Международная школа бизнеса Государственной академии управления, Высшая коммерческая школа при Министерстве экономического развития и торговли РФ (МЭРиТ), Институт бизнеса и делового администрирования, Высшая школа финансового менеджмента АНХ РФ и другие. Аналогичные программы появляются и в других крупных деловых центрах России.

Сразу же отметим, что в российских бизнес-школах можно получить как российский диплом МВА, так и диплом многих западных вузов.

К примеру, обучаясь по российской программе, слушатель выполняет ряд контрольных работ для западного университета и получает два диплома (например, обучаясь в МИРБИСе, можно за дополнительную плату получить диплом London Guildhall University).

Возможен другой вариант - обучение по западным программам в российских бизнес-школах. Сегодня такой вариант наиболее распространен. Эти программы правильнее называть смешанными: они используют западные методики и западные учебные планы, но, во-первых, они адаптированы для нашего студента и, во-вторых, занятия ведут как иностранные, так и наши преподаватели - как прошедшие курс обучения за рубежом, так и "доморощенные" профессора. При этом диплом в большинстве случаев выдается точно такой же, как в западной школе-партнере, и на том же языке.

Таких программ с каждым годом появляется все больше, так как спрос на них особенно велик. Например, Всероссийская академия внешней торговли предлагает MBA Торгово-промышленной палаты Парижа, Высшая коммерческая школа при МЭРиТ - MBA французского института IEMI. В АНХ можно найти программу любой "национальности" - здесь есть как российская MBA (в ВШМБ), так и бельгийская (Институт бизнеса и делового администрирования, партнер - школа бизнеса Антверпенского университета (UFSIA)), английская (Московская высшая школа социальных и экономических наук, созданная при поддержке Джорджа Сороса, партнер - Кингстонский университет), немецкая (Российско-немецкая высшая школа управления, партнеры - несколько немецких университетов), французская (Российско-французский институт менеджмента, партнер - Университет Нанси-2). В Институте бизнеса и экономики при АНХ обучают по наиболее известной западной программе, по которой можно учиться в России, - MBA California State University (Хейвард, США)2. Программа известна тем, что аккредитована Американской ассамблеей университетских школ бизнеса (American Assembley of Collegiate Schools of Business - AACSB), которая за 80 лет существования накопила в этом деле богатейший опыт.

В Санкт-Петербурге есть две программы MBA, созданные преподавателями питерских вузов совместно с европейцами. Наиболее известна MBA Института международного менеджмента (IMISP) - совместный проект ЛГУ и четырех европейских бизнес-школ: Боккони (Италия), Хенли (Великобритания), Лиона (Франция), Барселоны (Испания). Неплохую репутацию имеет MBA школы "ЛЭТИ-Лованиум" - проект Электротехнического университета Санкт-Петербурга и Католических университетов Левен и де Лова (Бельгия).

По цене российская программа МВА в несколько раз дешевле программ, предлагаемых в престижных школах на Западе. Она стоит в среднем 3000-5000 долл. США в год. Западные МВА, которые предлагают российские бизнес-школы, дороже - от 4500 до 20 000 долл. США за полный курс обучения.

По срокам обучения наши программы MBA ближе не к американскому, а к европейскому образцу: студенты чаще всего учатся не два года, а год-полтора.

На наш взгляд, при решении вопроса о выборе программы российской бизнес-школы нужно, опять-таки, учитывать ваши карьерные планы: если сделан выбор в пользу западной компании, работающей в России, лучше идти на программу иностранной бизнес-школы. Вариант западной программы в российской бизнес-школе можно посоветовать и тем, кого "тянет" к обучению на Западе, но в силу разных причин они не могут себе этого позволить.

  • Личное мнение

    Ольга Каненкова: "В моей ситуации (мне 33 года, у меня хорошая должность, высокий уровень зарплаты и семья) отъезд из страны на два года не принесет желаемого результата. Более интересной мне показалась возможность получения образования МВА и двойного диплома в России (МИРБИС и London Guildhall University), что дает возможность применять все полученные знания на практике. Обучение по программе "Менеджмент/Управление предприятием", проводимое для менеджмента нашей компании в прошлом году Groupe ESIDEC (Metz, Франция) и Высшей экономической школой СПбГУЭФ, а главное - эффект от моей работы после прохождения этой учебы только укрепил меня в выборе российско-западного образования".

При решении вопроса о выборе российской бизнес-школы нужно обратить внимание на ряд важных моментов:

  1. Все бизнес-школы обязаны иметь лицензию Министерства образования (без этого они вообще не имеют права работать) и государственную аккредитацию.
  2. Лучше идти в школы бизнеса, имеющие брэнд (это солидный довесок к государственному диплому).
  3. Общаясь с сотрудниками школы, попросите образцы раздаточных материалов (отговорки типа "сейчас готовятся новые" не принимайте - они либо есть, либо их нет), а также обязательно попробуйте посетить занятия.
  4. Загляните на веб-сайт, который есть у любой серьезной школы.
  5. Узнайте, в каких международных ассоциациях школ бизнеса состоит выбранная вами школа: международные организации, как правило, не принимают всех подряд.
  6. Узнайте, какие вступительные экзамены предстоит сдавать: чем солиднее школа, тем серьезнее вступительные испытания, которые позволяют сразу "отсеять" случайных людей.

Главный минус российских бизнес-школ в том, что помимо менеджеров среднего звена, решивших доучиться, в российские бизнес-школы идут люди, не имеющие опыта работы, в надежде на то, что диплом поможет им трудоустроиться. Это противоречит главному принципу программ MBA, предполагающему дополнительное обучение специалистов, уже имеющих опыт работы в бизнесе. Однако некоторые бизнес-школы не ставят заслонов такой публике и охотно берут людей без опыта работы, лишь бы те платили деньги. В результате общий уровень преподавания "усредняется" и "продвинутые" студенты откровенно скучают на многих занятиях. Наличие случайных людей объясняется и тем, что при поступлении на российскую МВА-программу часто не нужно сдавать экзамены, достаточно пройти формальное собеседование. Это упрощает поступление в эти вузы "случайных" людей (более подробно об этом речь пойдет ниже).

 

Наиболее известные вузы, получившие право выдавать государственный диплом МВА о втором высшем образовании с присвоением квалификации "Мастер делового администрирования"
Москва
Академия народного хозяйства при Правительстве РФ (АНХ);
Всероссийская академия внешней торговли;
Высшая коммерческая школа при Министерстве экономического развития и торговли РФ;
Высшая школа экономики (ГУ-ВШЭ);
Государственный университет управления (ГУУ);
Московская международная высшая школа бизнеса "МИРБИС";
Московский государственный университет экономики, статистики и информатики (МЭСИ);
Российский университет дружбы народов (РУДН);
Российская экономическая академия им. Плеханова (РЭА).
 
Санкт-Петербург
Санкт-Петербургский международный институт менеджмента (ИМИСП);
Международная школа менеджмента "ЛЭТИ-Лованиум";
Санкт-Петербургский государственный университет.

Нижний Новгород
Нижегородский государственный университет.

Воронеж
Воронежский государственный университет.

Пермь
Пермский госуниверситет.

Западная бизнес-школа

Чтобы выбрать подходящую западную бизнес-школу или университет и не пожалеть о своем выборе, можно воспользоваться следующими советами:

  • постарайтесь проверить, какую репутацию имеет университет, который вы для себя наметили, просмотрите прессу о нем, рейтинги;
  • попробуйте узнать, где работают выпускники конкретной бизнес-школы;
  • еще один параметр - это отношение к студентам (или потенциальным студентам). Можно дать рекомендацию: если университет не отвечает на ваши запросы, будь они первичные или повторные, или отвечает формально, либо вам не нравится, как происходит общение, то вряд ли отношение к вам изменится после того, как вы станете реальным, а не потенциальным студентом этого университета.
  • Сергей Ражев
    "Главное - грамотно подойти к выбору бизнес-школы. Человек должен определиться, чем он хочет заниматься после окончании школы. МВА - это логическое продолжение карьеры, очень серьезные финансовые вливания и долгая, упорная работа. Поэтому лучше всего будет выбрать бизнес-школу в соответствии со своим предыдущим опытом работы: например, если специалист имеет опыт работы в секторе investment banking (инвестиционные банки) и хочет продолжать работать по специальности, то ему следует рассмотреть бизнес-школы Wharton, Columbia, London Business Schools, INSEAD и т. д. и по возможности после ее окончания пройти стажировку в известных финансовых компаниях, таких как CSFB, Merril Lynch, Morgan Stanley, Goldman Sacks, Deutsche Bank. Если же предыдущий опыт работы специалиста не связан с финансами в той или иной степени, после получения степени МВА ему будет трудно "продать" себя в финансовую компанию, поскольку он будет всего лишь теоретиком, а не практиком. В этом случае стоит подумать о другой сфере бизнеса (возможно, о той, в которой он уже имеет опыт работы) и, соответственно, бизнес-школе.
    После выпуска МВАшники уже претендуют на позицию associate, то есть старшего специалиста, а в том случае, когда у специалиста нет опыта в финансовом секторе, ему придется начинать с младшего специалиста или еще хуже - с позиции ассистента, то есть с самого начала, что не совсем разумно.
    Еще один аспект - "окупаемости и продажи" своего МВА. Кандидат со степенью МВА западной бизнес-школы, входящей в лучшую мировую двадцатку, всегда будет востребован (даже учитывая наметившийся на Западе кризис во всех бизнес-школах ввиду общего экономического спада) - компании охотно покупают таких специалистов. Хотя ситуация на рынке меняется: сегодня спад, через год подъем - в любом случае степенями МВА обладают очень немногие специалисты и поэтому всегда имеют больше шансов получить хорошую работу".

Рейтинг бизнес-школ мира от Financial Times по итогам 2001 года

Место Название школы, страна
1 University of Pennsylvania: Wharton (США)
2 Harvard Business School (США)
3 Stanford University GSB (США)
4 University of Chicago GSB (США)
5 Columbia University GSB (США)
6 MIT: Sloan (США)
7 Insead (Франция)
8 London Business School (Великобритания)
9 Northwestern University: Kellogg (США)
10 New York University: Stern (США)
11 IMD (Швейцария)
12 University of California at Los Angeles: Anderson (США)
13 Dartmouth College: Tuck (США)
14 University of California at Berkeley: Haas (США)
15 Cornell University: Johnson (США)
16 University of Michigan Business School (США)
17 Carnegie Mellon University (США)
18 Duke University: Fuqua (США)
19 University of Western Ontario: Ivey (Канада)
20 Yale School of Management (США)


КАК ПОСТУПИТЬ В БИЗНЕС-ШКОЛУ

В России

Как мы уже отмечали, экзамены или собеседование при поступлении в российскую школу МВА зачастую формальны. Однако наиболее солидные бизнес-школы по аналогии с западными проводят различные тестирования: на анализ бизнес-ситуации, на логику, дают математические задачи. Уровень вступительных экзаменов в школу в какой-то мере свидетельствует и об уровне преподавания в этой школе. Естественно, что при поступлении на западные программы нужно сдать экзамен по иностранному языку.

На Западе

Чтобы попасть на программу МВА, можно пойти разными путями. Во-первых, вы можете изучить предложения российских и иностранных компаний (через интернет), занимающихся обучением за рубежом. Сейчас многие компании предлагают организацию обучения по программам МВА в различных университетах: помощь в подготовке к экзаменам, связь с бизнес-школами и т. п. Во-вторых, попытаться напрямую связаться с заинтересовавшим вас учебным заведением и выяснить условия зачисления. Затем, вооружившись всеми сведениями, либо самостоятельно готовиться к отъезду, либо идти в компанию, занимающуюся отправкой наших студентов за рубеж, и уточнять все детали.

Чтобы поступить в престижную бизнес-школу МВА, помимо стажа работы на управленческой должности, необходимой (и немалой!) суммы для оплаты за обучение от кандидата требуются высокие (а в некоторых школах - очень высокие) баллы по тестам TOEFL и GMAT.

Но обо всем по порядку. В бизнес-школу направляется следующий пакет документов:

  1. Заявление (application-form) по форме, предлагаемой школой.
  2. Стандартное эссе (зачем вам нужен МВА, какой-либо случай из жизни, который свидетельствует, что вы - хороший менеджер, умеющий решать сложную ситуацию), то есть вариации на тему, которые попросит сама школа (в топ-школах придется написать три и более эссе на заданные темы).
  3. Рекомендации (обычно три) от своего руководства (партнеров) либо от своих преподавателей. Очень ценятся рекомендации от бывших выпускников той бизнес-школы, в которую вы собираетесь поступать.
  4. Заверенная нотариусом копия диплома учебного заведения, где было получено высшее образование.
  5. Результаты экзамена TOEFL для подтверждения знания языка и GMAT.

GMAT - основной экзамен для поступающих в бизнес-школу, позволяющий оценить знания людей с различным менталитетом. Возможности для сдачи этого экзамена есть во многих городах, в том числе и в Москве (см. сайт: www.gmat.ru).

Максимальное количество баллов, которое вы можете получить за тест GMAT, - 800. Обычно 650 баллов необходимо для поступления в первую пятерку лучших западных бинес-школ; 600-650 баллов - это тот уровень, с которым можно попасть в первую двадцатку.

Подготовка к GMAT - это целая индустрия, со множеством пособий, учебников, курсов. Лучше всего выбрать хорошие курсы и пройти обучение, которое позволит понять, как проходит экзамен, что необходимо готовить и т. д. При этом лучше самостоятельно купить необходимые пособия и тренироваться в решении задач (обычно к пособиям прилагается компакт-диск, позволяющий делать упражнения на компьютере).

Когда бизнес-школа получает все документы и результаты экзаменационных тестов, она их рассматривает и принимает одно из решений - "да", "нет", "лист ожидания" (то есть вы в принципе устраиваете, но в настоящее время (в этом сезоне), например из-за нехватки мест, вас взять не могут)3.

При положительном решении школа приглашает вас начать обучение с определенного числа, поэтому необходимо решить вопрос об оплате обучения и получить визу для въезда в страну обучения. Существует несколько типов виз, в том числе студенческая, которая выдается на срок обучения.

Что касается способов оплаты, отметим, что у некоторых школ есть кредитные программы, существуют кредиты банков. Стоимость обучения обычно составляет около 100 000 долл. США за два года. При этом необходимо помнить, что понадобятся еще деньги на жизнь: в зависимости от школы и страны от 10 000 до 15 000 долл. США в год.

Подводя итог, необходимо отметить, что в рамках одной статьи невозможно дать всю информацию об МВА-образовании. Мы попытались лишь помочь финансовым директорам получить ответы на вопросы, нужна ли степень МВА и где ее можно получить.

Выбор за вами!

  • Что мне дало обучение в западной бизнес-школе
    Сергей Лихарев, коммерческий директор Голден Телеком, обладатель степени МВА Johnson Graduate School of Management Cornell University. "Бизнес-школа должна давать выпускнику знания, связи и брэнд. Начнем с качества образования. Оно складывается из трех компонентов. Первое - это базовый набор фундаментальных знаний в различных областях бизнеса. Поскольку основным способом получения такого рода знаний являются традиционные лекции и семинары, то эффективность этого процесса определяется подбором преподавателей. В хороших школах большинство профессоров являются ведущими исследователями в своих областях и вместе с этим - прекрасными учителями, способными не просто донести до студентов знания, но и научить применять их на практике. Второй компонент образования - это формирование системного подхода к менеджменту, то есть представление о том, как различные компоненты бизнеса взаимодействуют друг с другом, создавая то, что называется value for customer. В основном такое понимание приходит на основе изучения кейсов, когда, анализируя деятельность различных фирм, студенты учатся применять базовые знания в реальной жизни. Хорошую школу здесь отличает как искусство подбирать кейсы, так и возможность "вживую" пообщаться с их героями: предпринимателями, менеджерами, общественными деятелями. В ведущих школах в качестве приглашенных лекторов выступают менеджеры крупнейших мировых корпораций. В Cornell, например, выступали такие "звезды", как Крейг Беретт, CEO4 фирмы Intel; Джефф Паркер, создатель FirstCall - одной из ведущих информационых систем на фондовом рынке; менеджеры фирм Hewlett-Packard, Apple, Corning, Reebok, S.C. Johnson и других. Третий компонент образования - это умение применять совокупность полученных знаний в различных условиях ведения бизнеса: в разных странах, разных отраслях, компаниях разного масштаба. Здесь одними учебниками, лекциями и кейсами не обойдешься - нужно живое общение с людьми, работавшими в различных условиях. Частично эту роль выполняют приглашенные лекторы. Но гораздо больше дает общение с коллегами-студентами, приехавшими из разных стран и работавшими в самых разных областях бизнеса. Таким образом, третье преимущество получения образования в хорошей школе - это уникальный состав студентов, способных поделиться своим уникальным опытом как со своими одноклассниками, так и с преподавателями. Это и есть то самое diversity (разнообразие), на которое такое пристальное внимание обращают сотрудники приемных комиссий ведущих мировых школ. Такое сочетание высочайшего уровня профессорско-преподавательского состава, близости учебной программы к реальному бизнесу и уникального состава студентов значительно повышает эффективность учебы по сравнению с другими школами. Теперь о связях, которые дает бизнес-школа. Это не только те студенты, с которыми ты два года вместе учишься, делаешь домашние задания, занимаешься спортом и пьешь пиво по четвергам. Это еще и огромная база данных выпускников, каждый из которых - так уж принято - считает своим долгом помогать другим выпускникам. Пример из личной практики: как-то я написал письмо с просьбой помочь в поиске работы Джеймсу Моргану, выпускнику Корнелла и CEO фирмы Applied Materials - крупнейшего американского производителя оборудования для микроэлектронной промышленности. Через два (!) дня пришел ответ лично от г-на Моргана с подтверждением готовности помочь. А меньше чем через неделю пришли еще три письма от людей из разных департаментов с просьбой прислать подробное резюме и одно с приглашением на интервью. Причем менеджер, приславший последнее письмо, слегка язвительно приписал в конце, что, мол, хотел бы и он иметь в Applied Materials такие же связи, как у меня. Ну и, наконец, брэнд. Собственно, он объединяет все перечисленные отличия хороших бизнес-школ от всех прочих, но при этом имеет и собственную ценность - он позволяет гораздо реже отвечать на вопрос: "Какую-какую школу вы закончили?" Брэнд - это символ репутации, которая складывается десятилетиями, и уже сам по себе является некой гарантией того, что выпускник такой школы окупит свою немаленькую зарплату".

 

Хорошая бизнес-школа дает знания, связи и брэнд

Сергей Лихарев, коммерческий директор "Голден Телеком", обладатель степени МВА Johnson Graduate School of Management Cornell University

Бизнес-школа должна давать выпускнику знания, связи и брэнд.

Начнем с качества образования. Оно складывается из трех компонентов. Первое - это базовый набор фундаментальных знаний в различных областях бизнеса. Поскольку основным способом получения такого рода знаний являются традиционные лекции и семинары, то эффективность этого процесса определяется подбором преподавателей. В хороших школах большинство профессоров являются ведущими исследователями в своих областях и вместе с этим - прекрасными учителями, способными не просто донести до студентов знания, но и научить применять их на практике.

Второй компонент образования - это формирование системного подхода к менеджменту, то есть представление о том, как различные компоненты бизнеса взаимодействуют друг с другом, создавая то, что называется value for customer (ценность для клиента). В основном такое понимание приходит на основе изучения кейсов, когда, анализируя деятельность различных фирм, студенты учатся применять базовые знания в реальной жизни. Хорошую школу здесь отличает как искусство подбирать кейсы, так и возможность "вживую" пообщаться с их героями: предпринимателями, менеджерами, общественными деятелями. В ведущих школах в качестве приглашенных лекторов выступают менеджеры крупнейших мировых корпораций. В Cornell, например, выступали такие "звезды", как Крейг Беретт, CEO1 фирмы Intel; Джефф Паркер, создатель FirstCall - одной из ведущих информационых систем на фондовом рынке; менеджеры фирм Hewlett-Packard, Apple, Corning, Reebok, S.C. Johnson и других.

Третий компонент образования - это умение применять совокупность полученных знаний в различных условиях ведения бизнеса: в разных странах, разных отраслях, компаниях разного масштаба. Здесь одними учебниками, лекциями и кейсами не обойдешься - нужно живое общение с людьми, работавшими в различных условиях. Частично эту роль выполняют приглашенные лекторы. Но гораздо больше дает общение с коллегами-студентами, приехавшими из разных стран и работавшими в самых разных областях бизнеса. Таким образом, третье преимущество получения образования в хорошей школе - это уникальный состав студентов, способных поделиться своим уникальным опытом как с одноклассниками, так и с преподавателями. Это и есть то самое diversty (разнообразие), на которое такое пристальное внимание обращают сотрудники приемных комиссий ведущих мировых школ.

Такое сочетание высочайшего уровня профессорско-преподавательского состава, близости учебной программы к реальному бизнесу и уникального состава студентов значительно повышает эффективность учебы по сравнению с другими школами.

Теперь о связях, которые дает бизнес-школа. Это не только те студенты, с которыми ты два года вместе учишься, делаешь домашние задания, занимаешься спортом и пьешь пиво по четвергам. Это еще и огромная база данных выпускников, каждый из которых - так уж принято - считает своим долгом помогать другим выпускникам. Пример из личной практики: как-то я написал письмо с просьбой помочь в поиске работы Джеймсу Моргану, выпускнику Корнелла и CEO фирмы Applied Materials - крупнейшего американского производителя оборудования для микроэлектронной промышленности. Через два (!) дня пришел ответ лично от г-на Моргана с подтверждением готовности помочь. А меньше чем через неделю я получил еще три письма от людей из разных департаментов с просьбой прислать подробное резюме и одно с приглашением на интервью. Причем менеджер, приславший последнее письмо, слегка язвительно приписал в конце, что, мол, хотел бы и он иметь в Applied Materials такие же связи, как у меня.

Ну и, наконец, брэнд. Собственно, он объединяет все перечисленные отличия хороших бизнес-школ от всех прочих, но при этом имеет и собственную ценность - он позволяет гораздо реже отвечать на вопрос: "Какую-какую школу вы закончили?" Брэнд - это символ репутации, которая складывается десятилетиями, и уже сам по себе является некой гарантией того, что выпускник такой школы окупит свою немаленькую зарплату.

Я не считаю, что МВА - гарантия успешной карьеры

Марина Жигалова, заместитель генерального директора ЗАО "Проф-Медиа", обладатель степени МВА Harvard Business School

Почему я решила получить степень MBA

До учебы в Гарварде у меня был опыт работы в европейском банке в Лондоне и на руководящих должностях в крупных российских компаниях: я занималась финансовым менеджментом, привлечением инвестиций, финансовой реструктуризацией и т. п. Однако часто было ощущение, что изобретаешь велосипед; поэтому я поняла, что нужны базовые знания, позволяющие понять, каким образом компания функционирует как единый организм. Подобные знания может дать только хорошая бизнес-школа с именем и традициями. И я решила получить степень МВА в Гарварде.

Почему я выбрала гарвардскую бизнес-школу

Я была уверена, что только Гарвард может дать качественное образование в области общего управления компанией, которое позволит грамотно подойти к разработке стратегических вопросов развития предприятия.

В Гарварде очень сильная школа написания кейсов. Кроме того, там очень яркий преподавательский состав: нобелевские лауреаты в области экономики, например Боб Мертон, или профессор Майкл Портер, который является автором концепций конкурентной стратегии, и многие другие. Это совсем другой уровень знаний. Это первоисточник.

Чего опасаются россияне, поступающие в западные бизнес-школы

Самый сложный момент для большинства поступающих в западные бизнес-школы - экзамен GMAT. Исходя из своего опыта, могу сказать, что главное - понять принципы сдачи экзамена - сами по себе тесты не столь сложны, они включают вопросы по математике, которую все учили в школе, и по логике. Следует лишь помнить, что американская и российская логика существенно отличаются. Чтобы лучше подготовиться к экзаменам, имеет смысл закончить специальные подготовительные курсы. Я, к примеру, три недели посещала такие курсы в Америке.

Другой важный вопрос, который "смущает" многих потенциальных студентов из России, - это плата за обучение. С одной стороны, плата действительно высокая. Например, на двухлетнее обучение в Гарварде и решение бытовых проблем необходимо примерно 120 тыс. долл. США. С другой стороны, ни у кого из моих однокурсников не было проблем с получением кредита на обучение. Сити-банк, где я брала кредит, без проблем кредитует "гарвардцев", считая, что если человек поступил в столь престижную бизнес-школу, значит он платежеспособен.

Как учатся в Гарварде

Достаточно сложно было адаптироваться к системе обучения по программе МВА - к тому, что нет правильных и неправильных решений. На каждый кейс у каждого студента может быть своя собственная точка зрения. Обучение построено на том, чтобы коллеги делились своими мнениями по проблеме и учились друг у друга. Профессора только стимулируют дискуссию, но не высказывают своего отношения к проблеме. Для того чтобы начать активно участвовать в дискуссиях, необходимо преодолеть некий барьер. Сначала кажется, твое мнение никому не интересно. Формулировать свою мысль надо очень четко и грамотно, чтобы сразу заинтересовать аудиторию, потому что одноклассники весьма умные и яркие люди. В то же время обстановка во время обсуждения очень дружелюбная.

Как степень МВА влияет на карьеру

После получения диплома МВА моя карьера кардинально не изменилась, потому что до учебы в Гарварде у меня уже была достаточно высокая должность. Я училась, прежде всего, для себя, чтобы вырасти интеллектуально.

Я занимаюсь инвестиционной политикой и стратегией медиа-холдинга, который является лидером в своей области в России и уже сегодня предпринимает серьезные шаги для выхода на международные рынки. Однозначно, что знания, полученные в Гарварде, помогают в моей сегодняшней работе. В какой-то степени я занималась этими же вопросами и ранее, но, мне кажется, освоив программу МВА, я решаю их более грамотно.

Не думаю, что МВА - гарантия успешной карьеры. Несколько лет назад (в период роста экономики) выпускник Гарварда в среднем получал как минимум 5-10 предложений о работе. Сейчас многие мои бывшие западные одноклассники по разным причинам профессионально не востребованы. Вряд ли степень МВА сама по себе сразу открывает безграничные возможности. После МВА на Западе нельзя сразу стать финансовым директором, надо около 10 лет работать на более низких должностях.

Что мне дала учеба в Гарварде Гарвард кардинально изменил мое мировоззрение и многому научил меня: подходам к решению любой проблемы, лучше управлять своим временем и все успевать, общению. Анализируя весь опыт учебы в Гарварде, я бы на первое место по значимости поставила потрясающих людей, с которыми я познакомилась и которые стали моими близкими друзьями; на второе место - сам процесс обучения, который стимулирует нестандартное мышление, интеллектуальные "битвы" и, конечно, дружбу. Образуется огромное количество полезных для бизнеса и просто дружеских связей. Немаловажный момент - это возможность использовать ресурсы Гарварда и после окончания бизнес-школы, включая доступ к университетской информации, последним научным разработкам и помощь в поиске работы. Гарвард - это клуб, который объединяет выпускников на всю жизнь.

___________________________________________________________________________________
1 Подчеркнем, что это деление - очень условное, могут быть другие классификации: базовые и специализированные курсы; по областям бизнеса и т. д.
2 Хотя, для сведения читателей, необходимо отметить, что этот Университет не входит в первую двадцатку ведущих бизнес-школ. Вообще, в России пока нет возможности учиться по программам МВА топ-школ.
3 В этом случае у вас есть шанс попасть в число студентов, если кто-то из поступивих откажется от обучения.
4 CEO (от англ. chief executive officer) - руководящая должность, эквивалентная российской должности генерального директора.

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...


Рассылка




© 2007–2016 ООО «Актион управление и финансы»

«Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43625 от 18.01.2011
Все права защищены. email: fd@fd.ru


  • Мы в соцсетях
×
Зарегистрируйтесь на сайте,
чтобы скачать образец документа

В подарок, на адрес электронной почты, которую Вы укажете при регистрации, мы отправим форму «Порядок управления дебиторской задолженностью компании»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Зарегистрируйтесь на сайте,
чтобы продолжить чтение статьи

Еще Вы сможете бесплатно:
Скачать надстройку для Excel. Узнайте риск налоговой проверки в вашей компании Прочитать книгу «Запасной финансовый выход» (раздел «Книги»)

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль