Налоговая реформа на Кипре — новые возможности для минимизации налогов?

3198
Кипр — государство-офшор — российские бизнесмены использовали и продолжают использовать для минимизации налогов. Поэтому информацию о повышении налогов на Кипре с 1 января 2003 г. финансовые директора многих российских компаний восприняли настороженно — означает ли это, что Кипр отныне не будет офшорной зоной? Будут ли у российских предприятий возможности для оптимизации налогообложения с использованием Кипра? На эти и другие вопросы мы попытались дать ответ в нашей статье.

Почему Кипр изменил налоговое законодательство

Основная причина кипрских налоговых реформ - стремление Кипра стать участником процесса европейской интеграции: вступление этого государства в Европейский Союз ожидается в 2004 году.

Теперь, после принятия новых законов, реформированное налоговое законодательство Кипра, возможно, будет самой современной налоговой системой в ЕС, соответствующей всем требованиям Организации экономического сотрудничества и развития в отношении недобросовестной налоговой конкуренции1.

Ключевой стадией реформы стало принятие кипрскими законодательными органами 17 законопроектов, устанавливающих фактически одинаковый режим налогообложения для всех компаний независимо от страны происхождения их капиталов и доходов. Таким образом в новом законодательстве будут устранены различия между офшорными компаниями (IBC)2 и внутренними (национальными) компаниями.

Почему российские бизнесмены любят Кипр

Кипр - практически единственная офшорная зона, подписавшая с Россией соглашение об избежании двойного налогообложения3.

Это Соглашение предоставляет значительные возможности для налогового планирования и минимизации налогов, уплачиваемых российскими компаниями.

В частности, широкое распространение получила схема, при которой офшорная компания выступает как промежуточное звено между российской фирмой и ее иностранными поставщиками. При приобретении товаров у иностранного партнера и предоставлении их в качестве товарного кредита российской компании (проценты по которому всегда относились на затраты у российской компании), прибыль выводится из российской компании и аккумулируется на территории Кипра. В соответствии с Соглашением проценты, выплачиваемые резиденту Кипра, не облагаются налогом у источника в России. Таким образом, размер налоговых выплат уменьшается с 24% (а в прошлые годы - максимум с 43%) в России до 4,25% на Кипре. В дальнейшем при необходимости накопленные в кипрской компании средства возвращаются в Россию в виде иностранных инвестиций в капитал дочерней компании или как заемные средства. Дивиденды, выплачиваемые дочерней фирмой компании на Кипре, в соответствии с Соглашением облагаются по ставке 5 или 10% (в зависимости от вклада в уставный капитал)4, в то время как при выплате доходов из России в страны, с которыми отсутствует соглашение об избежании двойного налогооблажения, с этих доходов придется уплатить 15%.

Кроме того, существовали и продолжают существовать другие схемы минимизации налогов, которые в данной статье не рассматриваются.

Кто теперь будет резидентом Кипра

Ранее практически любая компания, созданная на Кипре, могла получить от кипрских налоговых органов подтверждение того, что она является резидентом Кипра. Такое подтверждение позволяло компании в соответствии с Соглашением5 получить в России предварительное освобождение от налога на доходы.

Новым кипрским налоговым законодательством введено определение компании-резидента, по которому резидентами признаются только компании, управление и контроль над которыми осуществляются на Кипре.

Это означает, что у резидента Кипра офис компании должен находиться на Кипре, а ее директор должен проводить на Кипре большую часть года - то есть быть резидентом Кипра. Контроль, в том числе валютный, над деятельностью такой компании осуществляют соответствующие органы Кипра. Компании, которыми управляют иностранцы (физические лица- нерезиденты Кипра), теперь не будут признаваться резидентами Кипра.

Таким образом, налоговые реформы на Кипре изменяют круг компаний, к которым будет применяться Соглашение.

Изменения в налоговой системе Кипра

Резиденты и нерезиденты Кипра платят различные налоги.

В сравнительной таблице приведены основные изменения налоговой системы Кипра, которые будут действовать с 1 января 2003 г. Некоторые из них не комментируются в этой статье, поскольку не являются предметом ее рассмотрения. Остановимся лишь на одном принципиальном моменте. Часть изменений дает новые возможности для минимизации налогов. Так, нельзя было уменьшать налогооблагаемую прибыль кипрских компаний на сумму убытков, понесенных за рубежом или дочерними компаниями.

Теперь же убытки, понесенные за рубежом, уменьшают налогооблагаемую прибыль на Кипре. В том случае если холдинг - резидент Кипра владеет более 75% акций дочерних компаний, убытки этих компаний также будут уменьшать налогооблагаемую прибыль холдинга на Кипре.

Кроме того, отменен предельный срок (пять лет) для переноса убытков прошлых лет, учитываемых для целей налогообложения прибыли. Теперь этот срок не ограничен.

Налоговая реформа на Кипре — новые возможности для минимизации налогов?

Становиться ли резидентом

Если офшорная компания (IBC) зарегистрирована на Кипре, то в соответствии с новым законодательством начиная с 1 января 2003 г. она может считаться резидентом или нерезидентом Кипра (в зависимости от того, управляется она с Кипра или нет). Для того чтобы принять решение о том, какой статус выгоднее, необходимо сравнить налоговую нагрузку в этих двух случаях.

Если компания - налоговый нерезидент Кипра. Если компания получает доходы из источников России и ведет деятельность без образования постоянного представительства в России6, то в соответствии с НК РФ уплата налога на прибыль зависит от вида дохода. Виды дохода, подлежащие налогообложению в России у источника, выплачивающего налог, приведены в ст. 309 НК РФ и облагаются в соответствии со ставками, установленными ст. 281 НК РФ. На Кипре компания-нерезидент не платит налоги с доходов, полученных в России.

Если компания - резидент Кипра. В ряде случаев применение нового налогового законодательства Кипра оказывается более выгодным для резидентов по сравнению с ныне действующим, так как обеспечивает меньшее налоговое бремя. В частности, новый режим благоприятен для компаний, если:

  • их доходы составляют дивиденды по акциям компаний, расположенных вне Кипра (в частности, в офшорных зонах);
  • их дочерние компании и подразделения за рубежом несли значительные убытки, которые могут быть использованы для уменьшения налогооблагаемой прибыли на Кипре.

Компания может сохранить прежний режим налогообложения. Компании международного бизнеса, уплачивавшие до 2001 года налог на прибыль по ставке 4,25%, имеют возможность сохранить прежний режим налогообложения до 2005 года в том случае, если они не будут извлекать доходы на территории Кипра.

Необходимо отметить, что для подробного анализа изменений в законодательстве Кипра требуется определенное время. Кроме того, в настоящий момент невозможно оценить все последствия этих изменений. На многие вопросы пока нет однозначного ответа, поскольку они могут быть разрешены только практикой применения законодательства, и прежде всего судебной7.

По мнению автора, с введением нового налогового законодательства Кипр сохранит свою привлекательность для широкого круга иностранных инвесторов благодаря сочетанию сравнительно благоприятного налогового режима и репутации респектабельного европейского финансового и делового центра.

Конфиденциальность информации для многих российских компаний важнее налогового бремени

Интервью с ведущим консультантом компании "Делойт и Туш Риджинел Консалтинг Сервисез" Ириной Голубковой

 

Налоговая реформа на Кипре — новые возможности для минимизации налогов?  
   

 

- Известно, что многие отечественные компании используют Кипр в качестве офшорной зоны. На какие особенности кипрского налогового законодательства необходимо обратить внимание российским финансовым директорам?

- Налоговый режим Кипра значительно отличается от режима большинства офшорных зон. Кипр правильнее было бы называть зоной с низким уровнем налогообложения. Основным отличием является то, что кипрские компании международного бизнеса (IBC) рассчитывают и платят налоги исходя из прибыли компании, а не фиксированную сумму налога ежегодно, как в большинстве офшорных зон.

В соответствии с кипрским законодательством все компании, включая компании международного бизнеса (IBC), обязаны вести бухгалтерский учет, составлять согласно международным стандартам финансовую отчетность и налоговую декларацию. Все компании международного бизнеса, ведущие реальную деятельность, обязаны проводить независимый аудит финансовой отчетности. Соблюдение таких требований законодательства ведет к дополнительным финансовым затратам, связанным с обслуживанием кипрских компаний. Однако во многом благодаря этим требованиям Кипр не отождествляется в международных деловых кругах с негативным отношением к классическим "налоговым гаваням".

- Каковы, на Ваш взгляд, положительные стороны осуществляемой на Кипре налоговой реформы?

- С введением нового налогового законодательства привлекательность Кипра для иностранных инвесторов увеличится, а его репутация как международного финансового и делового центра только возрастет. Новое законодательство Кипра является, возможно, наиболее современным в Европейском Союзе и соответствует требованиям ОЭСР, при этом обеспечивает самый низкий в Европейском Союзе уровень налогообложения. Практическими последствиями налоговой реформы на Кипре может стать, в частности, исключение Кипра из "черного" списка офшорных зон, на операции с которыми Банк России рекомендовал российским банкам обращать особое внимание.

- Какие неналоговые последствия имеет налоговая реформа на Кипре?

- Одним из требований, выдвинутых ОЭСР, которым должно соответствовать кипрское законодательство для вступления Кипра в Европейский Союз, является обмен с другими странами информацией о реальных владельцах кипрских компаний. До недавнего времени эта информация хранилась только в Центральном банке Кипра и могла быть разглашена им только по решению суда. Таким образом обеспечивалась практически полная конфиденциальность подобных сведений. В настоящий момент под давлением Европейского Союза Кипр начал переговоры с рядом стран, в том числе и с Россией, о процедурах обмена сведениями о владельцах кипрских компаний. В марте этого года ФКЦБ России и Центральный банк Кипра подписали Меморандум о взаимопонимании по сотрудничеству и обмену информацией. В соответствии с этим документом ФКЦБ может направить запрос и получить информацию о реальных владельцах интересующей их кипрской компании. Несмотря на существующую в России тенденцию к повышению прозрачности деятельности крупных российских финансово-промышленных групп, в состав которых входят кипрские компании, многие реальные владельцы зарубежных компаний не готовы на данном этапе раскрывать информацию о них российским органам. Снижение гарантий конфиденциальности информации является для них более важным фактором реформы, чем повышение налогового бремени.

- Распространено мнение, что можно купить зарегистрированную на Кипре до 2002 года компанию и воспользоваться ставкой 4,25% вплоть до окончания 2005 года. Насколько обоснована такая точка зрения?

- Для того чтобы воспользоваться возможностью сохранить существующий режим налогообложения до 2005 года, кипрская компания должна быть не только зарегистрирована до 1 января 2002 г., но и получать доходы от источников за пределами Кипра. Таким образом, компании, которые до 2002 года не получали доходов, не смогут воспользоваться прежним режимом налогообложения.

Продажа готовых компаний является распространенной деловой практикой на Кипре. Кипрские фирмы-регистраторы обычно имеют некоторый запас компаний, зарегистрированных про запас на имя номинальных акционеров (так называемые shelf company), которые они готовы предложить для продажи. Как правило, такие компании до момента их продажи не ведут никакой деятельности и не получают доходов. Эти компании не будут иметь права сохранить ставку налога 4,25%, поэтому покупать их с целью воспользоваться ставкой до конца 2005 года не имеет смысла.

Приобретение компании, которая уже вела деятельность до момента продажи, позволяет сохранить прежний режим налогообложения, однако это связано с определенным риском. Приобретенная компания несет ответственность по обязательствам, которые возникли у нее при прежних владельцах. Таким образом, можно оказаться в ситуации, при которой налоговая экономия будет сведена на нет из-за затрат, связанных с выполнением прежних обязательств компании или проверкой ее "чистоты".

Беседовал Михаил Лазерь

__________________________________________

1 Подробнее об этом см. интервью с И. Голубковой в конце статьи.
2 IBC (International Business Company) – «компания международного бизнеса» – юридическое лицо, созданное на Кипре, или от- деление иностранной компании, принадлежащее иностранным физическим или юридическим лицам и получающее свой доход из источников, находящихся за пределами Кипра. IBC на Кипре имеют следующие правовые формы: компания с ограниченной ответственностью, филиал иностранной компа- нии, полное или коммандитное товарищество. Определения этих форм соответствуют определениям, принятым в англо-аме- риканском праве.
3 Соглашение от 05.12.98 между Правительством РФ и Правительством Республики Кипр об избежании двойного налогообло- жения в отношении налогов на доходы и капитал, ратифицированное Федеральным законом от 17.07.99 № 167-ФЗ (далее – Соглашение).
4 5% – если уставный капитал составляет не менее 100 тыс. долл. США, 10% – во всех остальных случаях (п. 2 ст. 10 Соглашения).
5 Применение положений международных договоров Российской Федерации (соглашений) при налогообложении регулируется ст. 312 НК РФ. Согласно этой статье иностранная организация должна представить налоговому агенту, выплачивающему до- ход, подтверждение того, что она имеет постоянное местонахождение в том государстве, с которым Российская Федерация подписала соглашение. Подтверждение должно быть заверено компетентным органом соответствующего иностранного госу- дарства (в случае Кипра – это кипрские налоговые органы). Если подтверждение представлено до даты выплаты конкретного налога, то в отношении этого дохода применяются положения Соглашения, то есть производится освобождение от удержания данного налога у источника выплаты в России.
6 Имеется в виду постоянное представительство для целей налогообложения. Определение представительства в целях налого- обложения приведено в п. 2 ст. 306 НК РФ.
7 Как только нюансы нового законодательства будут подкреплены практикой, мы расскажем об этом на страницах журнала.

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...


Рассылка




© 2007–2016 ООО «Актион управление и финансы»

«Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43625 от 18.01.2011
Все права защищены. email: fd@fd.ru


  • Мы в соцсетях
×
Зарегистрируйтесь на сайте,
чтобы скачать образец документа

В подарок, на адрес электронной почты, которую Вы укажете при регистрации, мы отправим форму «Порядок управления дебиторской задолженностью компании»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Зарегистрируйтесь на сайте,
чтобы продолжить чтение статьи

Еще Вы сможете бесплатно:
Скачать надстройку для Excel. Узнайте риск налоговой проверки в вашей компании Прочитать книгу «Запасной финансовый выход» (раздел «Книги»)

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль