Алексей Шкрапкин: «Неграмотный портфельный менеджер может потерять деньги везде»

143
Алексей Вадимович, как вы считаете, нынешняя «пила» на рынке способна дискредитировать институт паевых фондов в России, люди рассчитывают на доходность, а она стремительно тает…

– Мы сильно ограничены законодательством. В ПИФах так много ограничений, что управляющие иногда не могут в критические моменты «сбросить» бумаги в интересах пайщика. Поэтому сразу стоит исходить из того, что паевой фонд – это долгосрочный инструмент. В этом как раз и состоит одна из основных проблем нашего рынка: большинство клиентов не понимают и не осознают, с чем связываются.

Чем–то напоминает лотерею…

– В России исторически сложилось стремление к дармовщине. Клиентам кажется, что инвестирование – это некая возможность выиграть деньги. Зачастую люди несут средства в ПИФы по той же причине, что и в МММ. А когда клиент, не понимая принципов работы фондов, теряет деньги, он начинает думать, что его обманули.

Может, больший разброс результатов – когда одни «в плюсе», другие «в минусе» – заставит инвесторов более ответственно подходить к выбору фондов?

– Безусловно, будут те, кто извлечет урок. Но многие клиенты, которые «случайно» попали на этот рынок, запаникуют, выйдут из фондов с потерями и на долгое время забудут про ПИФы. Но плохой опыт – это тоже опыт.

Но компании в своей рекламе сами часто акцентируют внимание на доходности…

– Мне кажется, неэтично рекламировать прошлые результаты. Но пока реклама больших доходностей наиболее эффективна и приносит управляющим деньги. Во многих компаниях рассуждают: главное – привлечь, а на месте все растолкуем. Между тем грамотные инвестиционные консультанты, которые способны объяснить риски и преимущества ПИФов, есть лишь у каждой десятой компании.

По–вашему, «пила» на фондовом рынке приведет к снижению притока средств в паевые фонды?

– На нашем рынке есть эффект отложенного спроса – инвесторы с опозданием реагируют на ситуацию. В апреле всем показывали доходность 2006 года, а сейчас клиенты уже просят продемонстрировать результаты с начала нынешнего – многие из них просто ждут, когда рынок «успокоится».

Пути назад нет – индустрия управления активами будет расти. Приток средств «новых» клиентов будет только увеличиваться – доля ПИФов в структуре сбережений людей пока еще очень маленькая.

Другое дело, что происходит отток средств из фондов акций. В смешанные уже приходит немало денег. К сожалению, в фондах облигаций доходность сильно упала – они перестали быть конкурентоспособными по сравнению с банковскими вкладами. Хотя эти ПИФы можно использовать в определенных финансовых решениях.

Наша задача – предложить неподготовленному клиенту правильный способ инвестирования, оценив его цели и склонность к риску. По сути мы будем продавать некий финансовый план, рекомендовав, к примеру, каждый месяц отчислять 10% от своей зарплаты. Но это не означает, что мы будем постоянно звонить клиенту и уточнять, принес он деньги или нет. Когда больной приходит к врачу, задача доктора назначить лечение и выписать рецепт, вряд ли он будет напоминать пациенту, чтобы тот выпил таблетку. Вот и мы должны выступать в роли финансовых врачей.

Как вести себя пайщику на волатильном рынке, выпишите рецептик, пожалуйста.

– Универсальных рецептов нет. Каждому стоит исходить из своих личных потребностей. Если говорить о текущей ситуации, то было бы разумно вкладываться в продукты с абсолютной доходностью – в то, что приносит некую абсолютную прибыль без привязки к рынку. Правда, российское законодательство не позволяет нам создавать такие стратегии в рамках ПИФов.

Но при снятии законодательных барьеров могут возникнуть дополнительные риски для неопытных инвесторов…

– Во–первых, нужно разделить инвесторов на квалифицированных и неквалифицированных. К тому же, кто сказал, что при работе с деривативами риск больше, чем при работе с бумагами второго-третьего эшелона. Неграмотный портфельный менеджер может потерять деньги везде.

Беседовал Кирилл Айзин

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...


Рассылка




© 2007–2016 ООО «Актион управление и финансы»

«Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43625 от 18.01.2011
Все права защищены. email: fd@fd.ru


  • Мы в соцсетях
×
Зарегистрируйтесь на сайте,
чтобы скачать образец документа

В подарок, на адрес электронной почты, которую Вы укажете при регистрации, мы отправим форму «Порядок управления дебиторской задолженностью компании»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Зарегистрируйтесь на сайте,
чтобы продолжить чтение статьи

Еще Вы сможете бесплатно:
Скачать надстройку для Excel. Узнайте риск налоговой проверки в вашей компании Прочитать книгу «Запасной финансовый выход» (раздел «Книги»)

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль