Татарская сеть «Бахетле» предложила инвесторам облигации, а московским потребителям национальную кухню

304
Стратегия. Татарская сеть супермаркетов «Бахетле» предложила инвесторам облигации, а московским потребителям национальную кухню. Удастся ли ей завлечь покупателей?
Розничным операторам завоевать интерес искушенного и пресыщенного московского потребителя непросто. Особенно сейчас, когда столичный рынок уже близок к насыщению. Но это не останавливает небольшую сеть «Бахетле» (в переводе с татарского языка «счастливый» – «Ф.»), насчитывающую 10 супермаркетов, девять из которых находятся в Татарстане. Cвой первый магазин в Москве сеть открыла еще в ноябре прошлого года, а к 2010 году намерена довести их число до десяти.

Что может предложить столичным покупателям региональная компания? «Мы нашли свой путь развития. Уникальность нашей компании в том, что мы предлагаем более 1000 наименований продукции собственного производства», – рассказывает генеральный директор и собственник сети «Бахетле» Муслима Латыпова. Характерно, что оператор в самом названии выделяет специфику своих магазинов, позиционируя их именно как «супермаркеты домашней еды». «Отличием «Бахетле» является ее «нишевость», ориентация на домашнюю и национальную кухню. И в этом сегменте конкурентов у сети почти нет», – соглашается аналитик банка «Зенит» Мария Сулима.

Действительно, для большинства операторов премиум-класса (а именно в этом формате работает «Бахетле») продажа готовой еды собственного производства не является приоритетом и занимает несущественную долю в обороте. В значительной степени развивают это направление только «Глобус Гурмэ» и «Азбука Вкуса», но они нацелены на более платежеспособную аудиторию.

В «Бахетле» на продукцию собственного производства приходится свыше 30% совокупного товарооборота, причем в Москве этот показатель достигает 50%. Реализация готовой еды в таком объеме, помимо уникальности предложения, дает весьма высокую норму прибыли – 50–60%. Перспективы у такой специализации очень благоприятные. «В Москве темп жизни высокий даже по сравнению с западными странами, и он продолжает нарастать. Все меньше времени у людей остается на то, чтобы стоять у плиты, и спрос на готовую и полуготовую продукцию будет постоянно расти», – полагает генеральный директор сети «Глобус Гурмэ» Андрей Яковлев.

«Бахетле» предлагает большой ассортимент татарских национальных блюд, поэтому в определенной мере представляет уникальный формат супермаркета этнической кухни, имеющий заведомо лояльную базу клиентов – представителей татарской диаспоры. В Москве, по официальным данным, проживает около 166 тысяч татар, а по неофицальным – 600–900 тыс. «Для наших соотечественников национальная продукция – это кусочек Родины», – подтверждает Муслима Латыпова. Однако при этом она подчеркивает, что «Бахетле» отнюдь не замыкается на производстве татарской кулинарии: «Мы совсем не национализируемся, у нас есть блюда для любой национальности – и корейские салаты, и европейские пирожные, и чизкейки, и лаваши. Татарская продукция скорее наша изюминка, чем основное направление».

Первый супермаркет. И все же невольно возникает вопрос: для чего небольшому региональному оператору рисковать, пробуя покорить столичный рынок? Аргументы «за» более чем весомы – имеется высокий покупательский спрос, да и московский потребитель более плажеспособен, что доказывает пока недолгий опыт работы первого московского «Бахетле». За четыре месяца работы средний чек по Москве составил около 800 рублей, что в два раза превышает показатель по сети за 2006 год. В «Бахетле» не скрывают, что довольны этим результатом и перспективами.

Однако сразу несколько топ-мененджеров московских розничных сетей в беседе с «Ф.» выразили сомнение в успешности работы первого столичного супермаркета татарской компании. «По моим данным, он не показывает ту динамику развития, на которую рассчитывали в компании», – сообщил один из них на условиях анонимности, а другой и вовсе назвал магазин «проблемным». «Нам предлагали этот объект до «Бахетле». Но мы сразу от него отказались, так как поняли его бесперспективность. Ведь один из главных факторов успешности магазина – его расположение. А этот объект размещен достаточно неудачно, имеет маленькую парковку и довольно высокую конкуренцию поблизости», – подтверждает их опасения генеральный директор компании «Матрица Финанс» Олег Блиндяев.

Представители «Бахетле» соглашаются, что расположение магазина не самое выигрышное. «Он находится на тыльной стороне жилого комплекса, нет беспрерывного покупательского потока. Но мы довольны показателями посещаемости и выручки – они говорят о том, что мы пришлись ко двору в Москве», – настаивает Муслима Латыпова.

Уверенность представителей «Бахетле» в успешности задуманного подтверждают их планы – уже полным ходом идет подготовка к открытию еще двух магазинов. «Сейчас мы ведем переговоры о покупке отдельно стоящего торгового помещения в самом центре Москвы площадью пять тысяч квадратных метров. Договариваемся о цене, так как там проблемы с электроэнергией. И уже на стадии обеспечительного взноса договор о долгосрочной аренде площадей в одном из торговых комплексов – пока нам дают четыре тысячи квадратных метров, а мы просим увеличить до пяти тысяч», – рассказывает Муслима Латыпова.

У сети высокие требования к объему площадей, так как большую их часть занимают производственные помещения и склады, и пять тысяч квадратных метров – это показатель, близкий к норме по московским меркам (в Казани у «Бахетле» есть старые магазины площадью от одной тысячи квадратных метров).

Аналитики считают, что региональный оператор столкнется с проблемой поиска подходящих торговых площадей на высококонкурентном столичном рынке. «У меня скептическое отношение к планам «Бахетле» по московской экспансии, так как в столице серьезный дефицит качественных торговых помещений, подходящих под требования магазинов премиум-класса, особенно в центре. К тому же, если они и есть, то стоят довольно дорого», – уверен начальник аналитического управления группы «Регион» Константин Комиссаров.

Эту проблему в «Бахетле» планируют решать гибким подходом к вопросу: «Мы себя строго не лимитируем – покупать или арендовать помещение. Были бы подходящие площади. Хотя в Москве для нас предпочтительнее арендовать, ведь при покупке изымается слишком много оборотных средств», – заверяет Муслима Латыпова.

Тем не менее близкие по позиционированию сети «Азбука Вкуса» и «Глобус Гурмэ» пока не видят в «Бахетле» серьезного конкурента. «Сомневаюсь, что они в Москве займут серьезную нишу. Идея хорошая, а исполнение по московским меркам пока хромает. Я как потребитель ожидал более высокого качества от такого магазина, в моем понимании – это однозначно не премиум-сегмент», – полагает Андрей Яковлев из «Глобус Гурмэ».

Ограниченная экспансия. До 2010 года «Бахетле» планирует открывать свои объекты только в Татарстане (10 новых магазинов) и Москве (9 супермаркетов). «У нас нет желания агрессивно развиваться, занимать какую-то определенную долю на рынке. Поэтому мы и ограничиваемся двумя направлениями, так как не хотим клонироваться, боясь потерять свое лицо», – рассказывает Муслима Латыпова.

Впрочем, даже эти планы аналитики характеризуют как весьма амбициозные. «Сеть маленькая, а задачи ставит себе большие. Пока трудно сказать, как дела пойдут в этом нишевом сегменте, насколько будет востребована такая специфическая бизнес-модель за пределами Татарстана», – сомневается аналитик Банка Москвы Сабина Мухамеджанова.

Большинство экспертов опасаются давать какие-либо прогнозы в отношении перспектив реализации планов «Бахетле» – слишком мало времени прошло с момента открытия первого магазина в Москве и много неясностей в инвестиционном меморандуме, опубликованном к выпуску облигаций.

Аналитики считают, что у долговых бумаг сети несколько факторов риска: небольшой масштаб бизнеса компании, достаточно высокая текущая долговая нагрузка (4,6 x долг/EBITDA в 2006 году), сложная и непрозрачная структура группы, отсутствие консолидированной аудированной отчетности, наличие непрофильных бизнесов – сельскохозяйственного и девелоперского. Кроме того, порядка 51% принадлежащей группе недвижимости находится в залоге по выданным кредитам.

Планы и перспективы. Впрочем, размещение займа на 1 млрд рублей прошло достаточно успешно. Ставка по купону составила 11,25%, что несколько ниже, чем планировалась организаторами (11,3–11,8%), или аналитиками (11,5–12,0%). «Бахетле» было чем привлечь инвесторов – рентабельность EBITDA составила 10,8% в 2006 году по сравнению со средним показателем по розничным сетям – 7,5%. К 2010 году компания надеется довести этот показатель до 15,4%.

Не менее грандиозны планы по росту выручки – с 3,3 до 23,5 млрд рублей к 2010 году (средний темп прироста – более 60% в год). Компания рассчитывает увеличить объем продаж за счет открытия новых площадей в Москве, повышения среднего чека и роста количества покупателей.

Добьется ли компания обозначенных результатов? Эксперты Райффайзенбанка называют планы сети «труднореализуемыми». «Большой вопрос – удастся ли компании добиться заявленных темпов роста выручки и сохранить хорошую рентабельность. «Бахетле» придется очень сильно постараться, ведь рынок насыщается, а конкуренция ужесточается», – полагает аналитик Банка Москвы Анастасия Залесская.

Да и сама уникальность компании в определенной степени может обернуться минусом – специфика деятельности «Бахетле» снижает ее привлекательность для крупных розничных сетей. В случае продажи ее стоимость может быть занижена, так как покупается не бизнес, работающий в одном из торговых форматов, а сформированная сеть магазинов.

СТРУКТУРА: Штрихи к портрету

Основным направлением группы «Бахетле» является розничная деятельность, которая генерирует до 95% выручки по консолидируемым направлениям.

Также компания получает доход от сдачи недвижимости в аренду (собственный девелоперский бизнес), кафе, ресторанов и ювелирных салонов. В организационную структуру группы входят пять компаний, на три из которых записано недвижимое имущество (ООО «Крез и К», ООО «Бахетле-3», ООО «Бахетле»), одна занимается агробизнесом («Бахетле-Агро»), а торговым оператором является ООО «Бахетле-1». Основным собственником группы является Муслима Латыпова – ей принадлежит 100% ООО «Бахетле» и «Бахетле-1». Владельцами других компаний, входящих в группу, являются члены ее семьи.

Первый мелкооптовый магазин «Бахетле» открылся в 1991 году в Казани. В 2002–2005 годах шло активное развитие сети, было открыто большинство из действующих сейчас супермаркетов. На сегодняшний день сеть «Бахетле» включает в себя семь магазинов в Казани и по одному в Набережных Челнах, Нижнекамске и Москве. Из открытых в настоящее время десяти магазинов семь находятся в собственности, а три арендуются.

Компания работает в сегменте «премиум-класс», открывая магазины формата «супермаркет». Помимо этого «Бахетле» планирует создать сеть кафе-минимаркетов домашней еды при автозаправках компании «Татнефть».

КУХНЯ: Как готовят

Большую часть готовой еды «Бахетле» производит прямо в супермаркетах, в режиме работы торгового предприятия.

«В каждом магазине у нас есть производственный цех, который занимает до 50% площади. Вся продукция у нас без консервантов, поэтому салаты, десерты, вторые блюда поступают в торговый зал в малом количестве, непосредственно по заказу потребителя», – рассказывает Муслима Латыпова. По этим же причинам сеть отказалась от примера некоторых розничных операторов, централизованно производящих готовую продукцию.

Впрочем, у «Бахетле» есть единая производственная база в Казани, но там заготавливаются продукты, длительное хранение которых не отражается на вкусовых и пищевых качествах – пельмени, манты, лапша и другие полуфабрикаты. Особая гордость сети – наличие собственного цеха по изготовлению национальных сладостей, продукция которого поставляется даже в магазины конкурентов.

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...


Рассылка




© 2007–2016 ООО «Актион управление и финансы»

«Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43625 от 18.01.2011
Все права защищены. email: fd@fd.ru


  • Мы в соцсетях
×
Зарегистрируйтесь на сайте,
чтобы скачать образец документа

В подарок, на адрес электронной почты, которую Вы укажете при регистрации, мы отправим форму «Порядок управления дебиторской задолженностью компании»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Зарегистрируйтесь на сайте,
чтобы продолжить чтение статьи

Еще Вы сможете бесплатно:
Скачать надстройку для Excel. Узнайте риск налоговой проверки в вашей компании Прочитать книгу «Запасной финансовый выход» (раздел «Книги»)

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль