ЛЕОНИД ИЦКОВ: ХОРОШО ЗАЩИЩЕННЫЙ ЛАЙНЕР НЕ ВЗЛЕТИТ

122
В Калининградском аэропорту «Храброво» 15 июня будет введена в строй первая очередь Российско-европейской воздушной транспортной системы – стыковочного узла (хаба) для перелетов из России в Европу. Полностью завершить проект планируется к концу 2008 года, его строительство финансируется государством и частными инвесторами в лице авиакомпании «КД авиа». Общая стоимость проекта – свыше 4,6 млрд рублей. Зачем нужен хаб и каким он будет, рассказывает исполнительный директор «КД авиа» Леонид Ицков.
Леонид Лазаревич, хаб сегодня модное слово, но мало кто знает, что это значит…

– Это сокращение от английского hub and spoke – ступица со спицами. Хаб – транспортная система, имеющая в основе некую пересадочную точку («ступицу»), в которой собираются транзитные пассажиры, далее следующие по своим маршрутам («спицам»). Главная задача хаба – организовать поток транзитных пассажиров так, чтобы они не метались по аэропорту в поисках своего рейса, а точно знали, куда им следует идти для продолжения путешествия. Не только в России, но и за рубежом мало аэровокзалов, где по-настоящему заботятся о транзитных пассажирах. А им зачастую приходится переживать не самые приятные минуты в ожидании рейса.

Совершенно верно, во Франкфурте я так долго искала нужный мне гейт, что чуть не опоздала на стыковку, причем в своей беде я была не одна – с подобной проблемой сталкиваются многие мои знакомые.

– Вот видите, а в настоящем хабе транзитник в принципе не может заблудиться – он в любом случае придет туда, куда нужно: ему даже пояснительные надписи на табличках читать не надо. Самый лучший хаб сегодня находится в Атланте. Кстати, Атланта для Америки все равно что Калининград для России – это небольшие и не самые примечательные города. Но зато у них есть главное преимущество – удобное географическое положение. Но мы наш проект хабом не называем. Его рабочее название – «Создание авиационно-транспортного узла на базе “КД авиа” и аэропорта “Храброво”«. В публичных выступлениях и презентациях мы называем наш проект «Российско-европейская воздушная транспортная система».

Кто финансирует строительство?

– Государство и частные инвесторы. Государство вкладывает деньги в реконструкцию калининградского аэропорта «Храброво». Как вы понимаете, самолеты не могут обходиться без взлетных полос, рулежных дорожек и прочей портовой инфраструктуры. За три года из федерального бюджета на проект было выделено 500 млн рублей, и еще планируется выделить в общей сложности 1,5 млрд рублей. Кроме того, Росаэронавигация приступила в Калининграде к строительству центра управления воздушными движениями. Наша компания инвестирует около $100 млн в развитие авиационного парка, строительство пассажирского терминала и обновление средств механизации. Из них на $34 млн нам открыта кредитная линия во Внешэкономбанке. Кроме того, две недели назад мы разместили облигационный заем на 1 млрд рублей, средства которого также будут направлены на финансирование строительства аэропорта «Храброво» и другие наши инвестиционные проекты.

Помнится, министр Минэкономразвития Герман Греф очень негодовал по поводу исчезнувших государственных 20 млн рублей, которые якобы были в «Храброво» зарыты в землю…

– Претензии адресовались не к нам, а в ФГУП «Калининградавиа» (госпредприятию принадлежит взлетно-посадочная полоса аэропорта «Храброво». – «Ф.»). Мы не имеем никакого отношения к этой организации. У нас только названия похожи.

Да почти что одинаковые – разница лишь в организационно-правовой структуре (ранее «КД авиа» было ОАО «Калининградавиа»)...

– Схожие названия стали одной из причин, по которой решено было провести ребрэндинг. Мы посчитали, что будет лучше, если название нашей компании будет одинаково читаться и по-русски, и на любом другом языке. В результате появилось «КД авиа» (КD avia). KD – это код, присвоенный нам Международной ассоциацией воздушного транспорта (IATA).

А собственные средства вы предполагаете вкладывать?

– Пока проект полностью строится на заемные средства. Собственных средств мы еще не наработали. ОАО «КД авиа» было создано недавно – в 2002 году, и если посмотреть наши балансы за последний год, то прибыль есть, но маленькая (по итогам 2006-го EBITDA составила 160,5 млн рублей) и ее недостаточно для финансирования подобных инвестиционных проектов. Но это обычная практика. Все российские авиакомпании развиваются за счет заемных средств.

На каких условиях вы получили кредит в ВЭБе?

– Средства выделяются на срок семь с половиной лет по комфортной, – я так бы сказал – ставке. Но для таких структурных объектов, как наш хаб, это рыночные условия.

А российские банки вам денег не дают?

– Глагол «не дают» – неправильный в данном случае. Дают, но длительность процессов получения денег настолько значительная, что брать не хочется. Нам же деньги зачастую нужны очень быстро. Внешэкономбанк это понимает, и поэтому нам достаточно комфортно с ним работать.

Куда можно будет летать через Калининград?

– Маршрутная сеть, которую мы открываем с 15 июня этого года, свяжет 16 городов Европы и 11 городов России плюс Астану. Например, из Омска, Челябинска, Казани, Уфы, Самары, Нижнего Новгорода, Тюмени, Волгограда через Калининград можно будет летать в пять городов Германии, Лондон, Милан, Рим, Барселону, Амстердам, Брюссель, Афины, Прагу. Из Москвы и Петербурга через Калининград в Европу тоже можно будет летать.

Сколько времени уйдет на стыковку?

– Пересадка в Калининграде займет не более двух часов. Сидеть всю ночь в аэропорту уж точно не придется. В ближайшее время мы запустим новую систему, позволяющую покупать электронный билет через наш сайт.

А когда будут рейсы в Америку и Азию?

– Мы планируем приобрести дальнемагистральные самолеты. Но для этого надо сначала удлинить взлетно-посадочную полосу и расширить рулевую площадку. Этим будет заниматься Минтранс через Федеральное агентство воздушного транспорта. Работы начнутся в 2008 году и завершатся в 2009-м. После сдачи второй очереди хаба мы планируем реализовать еще ряд инвестиционных проектов. В частности, создать центр по техническому обслуживанию самолетов западного производства, который будет заниматься лайнерами не только нашей, но и других компаний. Стоимость проекта ориентировочно $50–60 млн, а с учетом склада запчастей – $100 млн.

На каких условиях вы получаете самолеты в лизинг?

– В 2005–2007 годах мы получили в лизинг 12 «Боингов», в этом году придут еще семь. Ежемесячный лизинговый платеж фиксированный и составляет (для разных самолетов) $150–180 тыс. Рыночная стоимость самолетов, находящихся у нас в эксплуатации, – $11–12 млн. Новые лайнеры стоят $70 млн.

Недавно министр транспорта Игорь Левитин заявил о том, что правительство намерено рассмотреть вопрос о строительстве в самарском аэропорту «Курумоч» федерального хаба. Ваш проект от этого не пострадает, скажем, из-за уменьшения финансирования?

– Нет, не пострадает. Посмотрите на карту и сравните: где Самара и где Калининград. И все станет ясно.

Как бывший менеджер «Аэрофлота» (до 1999 года Леонид Ицков являлся заместителем коммерческого директора «Аэрофлота». – «Ф.») вы можете прокомментировать навязывание «Аэрофлоту» 22 аэробусов вместо «Боингов»*?

– Сегодня нет ни одного, ни другого самолета. Они еще не сделаны для того, чтобы поставить их в производство. Boeing, похоже, ближе к реализации этой задачи, чем Airbus. Отмечу, что для «Аэрофлота», на мой взгляд, продукция Airbus более предпочтительна, чем Boeing, так как у российской авиакомпании основной парк состоит из аэробусов. Что же касается навязывания «Аэрофлоту» продукции, то не стоит забывать, что основной акционер компании – государство. Это скорее менеджмент пытался навязать ей такое решение, а собственник выбрал другое. Вот, наверное, более точная терминология. Согласитесь, владелец выбирает из большего объема критериев оценки, чем менеджмент.

* В апреле «Аэрофлот – российские авиалинии» и Airbus подписали протокол о намерениях приобрести российским перевозчиком 22 самолетов A350 на общую сумму $2 млрд. Ранее велись переговоры с Boeing о поставках конкурирующей продукции – Boeing-787, но впоследствии они были заморожены. Наблюдатели объясняют это тем, что Airbus сейчас остро нуждается в крупных заказах, так как переживает кризис, а проблемы компании России не чужды, так как в прошлом году Внешторгбанк стал миноритарным собственником европейского концерна EADS – материнской структуры Airbus.

Эндшпиль

Что произошло 7 марта в «Домодедово», когда вашему лайнеру сразу после взлета пришлось вернуться в аэропорт из-за аварии с двигателем?

– Госкомиссия еще не закончила работу. Еще идут экспертизы. Скорее всего в двигатель попал посторонний предмет.

Птица?

– Однозначного ответа нет, это может быть что угодно – птица более вероятно, чем все остальное.

А технически невозможно защитить самолет от попадания в двигатель посторонних предметов?

– Наверное, теоретически самолет можно защитить от всего, в том числе и от грозы и молнии, только есть риск, что хорошо защищенный лайнер просто-напросто не взлетит.

Есть мнение, что парк российских авиакомпаний сильно устарел – отсюда и частые аварии.

– У нас самолеты не старее, чем у других авиакомпаний мира. Почему приобретаются подержанные самолеты? Вовсе не из-за экономии. Старый самолет стоит дешевле, зато затрат на поддержание его в летной годности существенно больше, чем у нового лайнера. Старый самолет летает меньше, потому что больше простаивает на ремонте. В пересчете на летный час или перевезенного пассажира цена практически одинакова. Новый самолет, как я уже говорил, стоит $70 млн, пусть со всеми скидками $50 млн, но к этому добавляются 40-процентная таможенная пошлина и НДС, после чего отбить эти деньги за счет перевозки пассажиров практически невозможно. Вот почему компании завозят подержанные самолеты, а не новые.

Но вы как раз можете сэкономить на таможенных пошлинах благодаря тому, что в Калининграде – свободная экономическая зона. Почему бы вам не покупать только новые самолеты?

– Контракты на наши самолеты были заключены до вступления в силу этого закона. Теперь будем брать новые.

В прошлом году Федеральное агентство транспорта назвало вас самой непунктуальной компанией – вы чаще других задерживали чартерные рейсы («Ф.» № 32 за 2006 год).

– Тогда, в мае–июне 2006 года, у нас действительно были проблемы, так как заказанные самолеты пришли позже, чем предполагалось. Сегодня таких проблем нет.

Справка:

International Aviation Transportation Association (IATA) объединяет свыше 270 мировых авиакомпаний, на долю которых приходится 94% объема перевозок всех международных регулярных рейсов.

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...


Рассылка




© 2007–2016 ООО «Актион управление и финансы»

«Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43625 от 18.01.2011
Все права защищены. email: fd@fd.ru


  • Мы в соцсетях
×
Зарегистрируйтесь на сайте,
чтобы скачать образец документа

В подарок, на адрес электронной почты, которую Вы укажете при регистрации, мы отправим форму «Порядок управления дебиторской задолженностью компании»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Зарегистрируйтесь на сайте,
чтобы продолжить чтение статьи

Еще Вы сможете бесплатно:
Скачать надстройку для Excel. Узнайте риск налоговой проверки в вашей компании Прочитать книгу «Запасной финансовый выход» (раздел «Книги»)

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль