Экономический обзор российской транспортной системы

2444
Щербанин Юрий
вице-президент Евразийского транспортного союза, проф., доктор экон. наук
Говоря о развитии транспорта в России, журналисты, как правило, акцентируют внимание на плохом состоянии российских дорог и отсутствии денег на строительство. Однако по мере интеграции России в мировую экономику важно иметь правильное представление о месте российского транспорта в экономике и соизмерять развитие этой отрасли в нашей стране с мировым уровнем.

Говоря о развитии транспорта в России, журналисты, как правило, акцентируют внимание на плохом состоянии российских дорог и отсутствии денег на строительство. Однако по мере интеграции России в мировую экономику важно иметь правильное представление о месте российского транспорта в экономике и соизмерять развитие этой отрасли в нашей стране с мировым уровнем.

Эффективная работа транспортной системы страны способна обеспечить конкурентоспособность отечественных товаропроизводителей как на внутреннем, так и на мировом рынке благодаря снижению транспортной составляющей в конечной цене товара. Поэтому проблема оптимального способа доставки грузов всегда актуальна.

    Личное мнение

    Борис Васильев,

    директор по логистике компании «Техмаркет»

    В связи с расширением собственной сети перед компанией встала необходимость четкой организации перевозочной деятельности для обеспечения товаром своих офисов продаж. Сейчас салоны компании работают практически во всех регионах страны от Поволжья до Дальнего Востока, поэтому все города были сгруппированы в транспортный ранжир по принципу удаленности. Для каждого ранжира существует наиболее целесообразный транспорт. Автомобильные грузоперевозки осуществляются на расстояния до 3 тыс. км и отличаются невысокой ценой, прогнозируемыми, но при этом длительными сроками доставки. На расстояния от 3 до 5 тыс. км в города с развитой инфраструктурой мы осуществляем грузоперевозки на железнодорожном транспорте. Его отличает низкая цена, но еще более длительный срок доставки. Авиатранспорт мы используем либо когда расстояние превышает 4,5 тыс. км, либо когда крайне важна оперативность доставки. Это дорогой вид транспорта, но оперативность порой оправдывает цену.

Статистические показатели грузоперевозок (см. табл. 1) во многом отражают динамику валового внутреннего продукта и развитие экономики в целом. Россия — страна с ярко выраженным сырьевым характером экономики. Кто бы и как бы ни призывал развивать производство готовой продукции, в ближайшей перспективе мы останемся сырьевой державой. А значит, пока задача отечественного транспорта — возить сырье, то есть доставлять большие объемы грузов, удельная стоимость которых низка (вагон/цистерна нефти 60 т стоит около 12 тыс. долл. США, а вагон с 60 т таблеток аспирина — несколько млн долл. США).

Экономический обзор российской транспортной системы

Железнодорожный транспорт

В России первое место по грузообороту занимает железнодорожный транспорт. В 2003 году по железным дорогам было перевезено 1160,8 млн т грузов, что на 7,1% больше, чем в 2002 году. Грузооборот железнодорожного транспорта в 2003 году составил 1 664 300 млн ткм, что выше уровня 2002 года на 10,3%. Основной рост объема перевозок произошел за счет увеличения доставок нефти и нефтепродуктов, черных металлов, каменного угля и металлолома.

Промышленный железнодорожный транспорт

Промышленный железнодорожный транспорт (ПЖТ) обеспечивает перевозки внутри территорий металлургических комбинатов, фабрик, лесозаводов. Этот вид транспорта также является одним из основных средств грузоперевозок. Примечательно, что количество локомотивов в системе РЖД (бывшее МПС) и в системе ПЖТ примерно одинаковое — около 12 тысяч.

Объем перевозимых ПЖТ грузов по сравнению с советским периодом сократился в 3,6 раза. Развитие промышленного транспорта, который в основном принадлежит собственникам промышленных предприятий, зависит от самих собственников. Пока же он находится в плачевном состоянии.

За последние два года автор побывал на 17 крупнейших комбинатах (металлургических, нефтехимических, машиностроительных) и убедился в том, что внутризаводскому транспорту уделяется крайне мало внимания: тепловозы и вагоны старые и разбитые, плохо или совсем не отремонтированы пути, часть которых разобрана на металлолом. Финансирование осуществляется в основном по остаточному принципу. В ОАО «РЖД» с парком техники дела обстоят значительно лучше.

«Российские железные дороги»

«Российские железные дороги» — это хорошо развитая транспортная система протяженностью 86 тыс. км, из которых более 40 тыс. км электрифицированы. Двух- и многопутные линии составляют 42% от ее общей протяженности. По многим показателям технической вооруженности российские железные дороги не уступают, а по некоторым и превосходят железные дороги других стран.

Являясь ведущим видом транспорта и выполняя около 40% грузо- и пассажирооборота транспорта общего пользования, РЖД непосредственно формируют примерно 4% внутреннего валового продукта (ВВП). Они занимают около 7% от протяженности железных дорог мира и выполняют более 20% грузооборота и 15% пассажирооборота по отношению к совокупным мировым показателям. Доходы ОАО «РЖД» от перевозок в 2003 году возросли на 23,7% и составили 517,9 млрд руб. Прибыль от основной деятельности в прошлом году составила 12 млрд руб. против убытка в 35 млрд руб. годом ранее. В 2004 году планируется перевезти более 1,4 млрд т различных грузов, что должно превысить прошлогодний показатель почти на 7%. При этом в январе — мае 2004 года РЖД перевезено около 500 млн т грузов, рост по сравнению с аналогичным периодом прошлого года составил 6,4%. Основной прирост грузовых перевозок достигнут за счет лесных грузов на 5,5%, металлолома — на 15,5%, черных металлов — на 2,55%, цемента — на 4,5%, зерна — на 6,8%, соли — на 34,8%.

Одной из основных задач реформирования железнодорожного транспорта является обеспечение потребности экономики страны в непрерывном транспортном обеспечении и доставке грузов по заявкам грузовладельцев. Тут и возникают основные проблемы. Имеющийся у ОАО «РЖД» подвижной состав морально устарел, изношенность достигает 60—70%. При растущем грузо- и пассажиропотоке уже в ближайшее время возникнет его нехватка. По данным пресс-службы ОАО «РЖД», в 2006 году из-за отсутствия поставок новых локомотивов и списания по нормативному сроку службы доля парка локомотивов с истекшим сроком службы составит: по грузовым электровозам — 40%, по пассажирским электровозам — 53,6%, по грузовым тепловозам — 60,5%, по пассажирским тепловозам — 29,8%, по маневровым тепловозам — 53,6%.

В настоящее время парк грузовых вагонов РЖД насчитывает 56 тыс. вагонов, установленный срок эксплуатации которых превышен. Из этого числа 22 тыс. вагонов полностью выработали свой ресурс и должны быть списаны в ближайшее время. В 2004 году дефицит только полувагонов составит 24 тыс. единиц. В целом же программа обновления парка предусматривает списание 15 тыс. вагонов в год вплоть до 2010 года.

Для частичного решения этой проблемы ОАО «РЖД» планирует в 2004 году переоборудовать 5 тыс. железнодорожных платформ, приспособив их для перевозки леса, и восстановить 6,5 тыс. полувагонов, продлив таким образом срок их службы. В общей сложности рабочий парк ОАО «РЖД» в ближайшее время планируется увеличить на 47 тыс. вагонов, что гарантирует возможность роста объемов погрузки не менее чем на 10—12% по сравнению с 2003 годом.

В такой ситуации остро стоит вопрос финансирования, который весьма эффективно можно решить, используя лизинг. В апреле 2003 года РЖД был объявлен конкурс на поставку на условиях лизинга подвижного состава и путевой техники на общую сумму 10 млрд руб. По итогам конкурса средневзвешенная стоимость финансирования в рублях составила 16,5% годовых, размер авансового платежа — 18%, срок лизинга — 5,9 лет. Первые из 36 локомотивов, 245 пассажирских вагонов и 1000 полувагонов по лизингу поступили на российские железные дороги в августе 2003 года. В 2004 году согласно инвестиционной программе ОАО «РЖД» из внешних источников планируется привлечь 11,5 млрд руб., в том числе по лизинговой схеме. Из этих средств 66% будет вложено в инфраструктуру отрасли, а 34% — в обновление и закупку подвижного состава. Это привлекло к приобретению подвижного состава частный бизнес.

    Личное мнение

    Павел Яковлев,

    директор по закупкам и логистике МХК «ЕвроХим»

    Целенаправленной инвестиционной политики по замене подвижного состава последние 15 лет не было. Если говорить о минвозах (вагоны для перевозки минеральных удобрений), то последний закупался МПС в 1989 году. Основные же закупки проводились с 1978-го по 1984 год. Значит, в период с 2007-го по 2012 год 80% минвозов отработают свой срок службы.

    На сегодня у железной дороги 15 тыс. минвозов. Всего для перевозок готовой продукции (удобрений) по России и СНГ нужно примерно 35 тыс. вагонов. Уже сейчас 20 тыс. минвозов не принадлежат МПС. В результате в течение 7—10 лет от компаний грузовладельцев потребуются инвестиции не только в основное производство, но и в грузоперевозки.

Наливные цистерны активно скупались и скупаются крупными нефтяными компаниями и транспортными фирмами-операторами. Мощность вагоностроительных предприятий России, составляющая 22,5 тыс. вагонов в год, растет, но дефицит выпускаемой ими продукции остается. По словам специалистов, российским нефтяным компаниям ежедневно не хватает для перевозки сырья 1200 вагонов. Основные производственные мощности крупнейшего в России «Уралвагонзавода» зарезервированы на три года вперед заказами таких нефтяных компаний, как «ЮКОС» и «ЛУКойл». Таким образом, речь идет о дефиците, который быстро погасить не удастся. Специалисты считают, что неудовлетворенный спрос на вагоны в России сохранится еще как минимум 5—7 лет.

В условиях дефицита темпы, которыми в России растут цены на вагоны, крайне высоки. В 2001 году новая железнодорожная цистерна обходилась покупателю в 18—20 тыс. долл. США, в 2002 году — 25 тыс., в 2003 году — все 34—35 тыс.

Автомобильный транспорт

Автотранспорт занимает третье место по грузообороту после железнодорожного и трубопроводного. Несмотря на то что, на первый взгляд, количество автомобилей на улицах городов увеличилось, объемы перевозимых автотранспортом грузов по сравнению с советским периодом сократились в 4 раза.

Из 6,3 млрд т перевезенных автомобилями грузов примерно 2,5—3 млрд т приходится на землю, которую вывозят грузовики при разработке карьеров и шахт. В период с 1998-го по 2003 год от 43 до 52% приходилось именно на эту позицию. Таким образом, стоимость почти половины перевозимых автотранспортом грузов нулевая.

В этот же период доля стройматериалов и цемента составляла 25—36%, или около 1,5—1,8 млрд т. При этом цемента в России производится 35—37 млн т в год (все показатели взяты из Российского статистического ежегодника за 2003 год). Нетрудно посчитать, сколько раз автомобили перевозят один и тот же цемент.

К другим крупным позициям относится каменный уголь — его доля составляет около 4,5—5%, или 300 млн т. Далее идут лесные грузы (доля от общего объема) — 1—1,5%, хлеб — 1,3%, продовольственные товары — 1% и т. д. Доля перевозимых машин и оборудования в структуре автоперевозок крайне незначительна — всего 0,9%. Это объясняется малыми объемами выпускаемой техники и столь же незначительным объемом работ с использованием большого количества машин и оборудования.

Экспресс-доставка в России

Экспресс-доставка (курьерская доставка) — вид доставки грузов и документов в сжатые сроки в течение 12—72 часов по принципу «от двери до двери». Услуги эспресс-перевозчиков имеют ряд особенностей по сравнению с обычными грузоперевозчиками. Во-первых, оперативность и более сжатые сроки доставки. Во-вторых, курьерские службы могут доставлять специфические грузы (опасные, дорогостоящие, неконтрактные, документы и т. д.), за доставку которых обычные перевозчики не берутся. В-третьих, услуги курьерских служб более дорогие по сравнению с обычным отправлением.

История экспресс-доставок в России насчитывает около 20 лет. До конца 80-х годов прошлого века фактически существовало две организации срочной доставки: фельдъегерская служба и фирма «Спецсвязь». В 1984 году первый офис в Москве открыла компания DHL, которая сначала обслуживала иностранные компании, работавшие в нашей стране. В конце 80-х годов в СССР начинают работать TNT и UPS. Сейчас рынок срочной доставки грузов и документов в России контролируется компаниями «большой четверки»: DHL, TNT (Thomas Nationwide Transport), FedEx (Federal Express) и UPS (United Parcel Service). Как нам сообщили в Ассоциации экспресс-перевозчиков (АСЭП), доля этой «четверки» на рынке экспресс-перевозок составляет 80—85%. По оценке компании Research International, на долю DHL приходится около 51% рынка, на долю UPS — 16%, TNT —14%, FedEx — 4%. Такое преимущество DHL связано с несколькими факторами. Во-первых, компания проводит более агрессивную региональную политику: имея около 100 собственных и агентских офисов почти во всех регионах страны, она обслуживает свыше 500 городов России. Во-вторых, значительные финансовые возможности способствовали объединению в 2003 году компаний DHL WorldWide Express, Deutsche Post и Danzas.

В последнее время стали активно развиваться и отечественные курьерские службы. В большинстве своем они работают в конкретном регионе или городе. Как считает коммерческий директор DHL в России Роланд Томас, «уровень сервиса этих компаний пока не сопоставим с сервисом глобальных интеграторов, но для клиентов, которым цена существенно важнее скорости доставки, они могут быть альтернативой».

Из крупных российских экспресс-перевозчиков стоит отметить «ЕМС Гарантпост», а также «Пони Экспресс» и «Руско». Последние два принадлежат компании «БазЭл», которая планирует на их базе создать службу — общенационального оператора экспресс-доставки. По прогнозам экспертов, компания может занять 6—15% рынка экспресс-перевозок. Оценка основывается прежде всего на том, что стоимость услуг российских курьерских служб гораздо ниже, чем в западных компаниях. Кроме того, эти две компании охватывают практически всю территорию России и СНГ. Сейчас же, по мнению Роланда Томаса, «им потребуются и время, и значительные инвестиции в повышение профессионализма персонала и развитие собственной инфраструктуры и сети».

Тем не менее российский рынок скорых перевозок только начинает развиваться. Сейчас в мировом объеме курьерских доставок доля России составляет 1—2%, а количество ежегодных отправлений внутри страны пока не превышает 1 млн. Объем рынка оценивается в 250—300 млн долл. США в год, из которых до 150 млн приходится на импорт грузов и документов, по 60—80 млн — на экспорт и внутренние перевозки. По расчетам DHL, рынок растет очень динамично, каждый год объем продаж увеличивается на треть. «ЕМС Гарантпост» прогнозирует, что уже к 2008 году российский рынок экспресс-доставки может превысить 500 млн долл. США.

Стоимость услуг экспресс-доставки рассчитывается по весу или объему груза по большему показателю. В зависимости от пункта назначения перевозчики разделяют территорию государства на зоны. Так, средняя стоимость доставки 1 кг груза представителями «четверки» из Москвы в Санкт-Петербург составит 19—23 долл. США. В свою очередь, стоимость 1 кг для этого маршрута у российских компаний составит 1—10 долл. США. Точно рассчитать тариф по конкретной доставке можно на интернет-сайтах курьерских компаний.

Наиболее оптимальными в условиях России считались перевозки автотранспортом на расстояния до 1000 км. Дальше рентабельность падала. Очевидно, что перевозки массовых (недорогих) грузов автотранспортом на большие расстояния невыгодны. При больших расстояниях удельные расходы на тонну груза возрастают, что приводит к неоправданному удорожанию такой продукции (кирпич, стройматериалы типа гипса и т. д. сами по себе дешевы). Если же перевозить дорогую продукцию, например биотехнологическую, компьютерную и т. д., то экономика перевозок меняется. Ее можно возить и на более дальние расстояния. Тем не менее в Западной Европе также стараются использовать автотранспорт на расстояния, не превышающие 1000—1500 км. Однако там несколько другие экономические факторы — более дорогое, чем у нас, дизтопливо, хорошие дороги, обязательное страхование, строгое соблюдение водительской дисциплины, иные условия труда и, следовательно, более дорогостоящие суточные расходы.

Автомобильный транспорт играет заметную роль в международных перевозках грузов. Всего в 2003 году российским и зарубежным автотранспортом было перевезено 25,74 млн т российских внешнеторговых грузов. В целом в международном сообщении за год перевозится около 400 млн т российских внешнеторговых грузов. Но, несмотря на то что доля перевезенных автотранспортом грузов не превышает 5% от их общего объема, их стоимость составляет 27%.

Парк автотранспорта

Общий эксплуатационный парк подвижного грузового автомобильного транспорта России (включая пикапы и легковые фургоны), по оценке Минтранса, составляет 4,3 млн единиц. На предприятиях всех отраслей экономики числится более 2,3 млн единиц, из которых в коммерческих перевозках используется 714 тыс. единиц. На крупных и средних предприятиях парк сократился до 80 тыс. единиц. Количество грузовых автомобилей в индивидуальной собственности граждан за последние три года увеличилось на треть и составляет примерно 2 млн единиц.

Основными недостатками парка грузовых автомобилей являются его высокий средний срок эксплуатации и несовершенная структура. Лишь 13% автомобилей имеют срок службы до 5 лет, около 60% грузовых автомобилей — более 10 лет и полностью «самортизированы». Обновление парка грузовых автомобилей в России идет очень медленно, и замена старых машин на новые не успевает полностью покрыть недостатка в новой технике. В отрасли вместо 10—12% замены по нормативу обновление лишь немногим превышает 5%. При этом в Россию ввозится большое количество подержанных грузовых автомобилей, основную часть которых составляют грузовые автомобили массой свыше 20 т. Из 15 179 единиц ввезенных в Россию грузовиков и тягачей 13 253 — подержанная техника.

За прошедший год производство отечественных грузовых автомобилей существенно возросло. Однако их выпуск намного ниже, чем в советские годы. Так, в 1992 году выпуск грузовых автомобилей в России достигал отметки 580 тыс. машин, что в 2,5 раза больше, чем в 2003 году. Конечно, российский автопром мог бы производить больше грузовиков и других автомобилей, но спрос на нашу технику невысок.

С учетом того, что российская промышленность не производит автомобили, отвечающие евростандартам по экологии, компаниям, занимающимся международными перевозками, приходится закупать машины за рубежом. В итоге при существующем уровне налогов на импорт автомобилей в Россию себестоимость услуг отечественных перевозчиков увеличивается, что ставит их в худшие условия по сравнению с иностранными конкурентами.

Конкуренция в автомобильном транспорте

Из 25,75 млн т перевозимого груза на долю российских перевозчиков приходится 9,2 млн т, или 36%. Остальной рынок как собственных, так и импортных грузов отдан иностранным компаниям. В 2003 году наибольшие объемы перевозок отечественными транспортными компаниями пришлись на такие страны, как Финляндия — 3,3 млн т (52,2% от российско-финляндских перевозок), Китай — 1 млн т (83%), Беларусь — 635 тыс. т (15,8%), Германия — 643 тыс. т (35,3%), Литва — 383 тыс. т (23,5%), Польша — 385 тыс. т (33,3%), Казахстан — 216 тыс. т (18%) и Украина — 209 тыс. т (11,8%). По расчетам отечественных специалистов, российским транспортным компаниям «по плечу» доля максимум в 50%. По ряду причин — технических, маркетинговых, кадровых, финансовых — на сегодня это предел.

По состоянию на начало текущего года автоперевозки в нашей стране осуществляли почти 108 тыс. предприятий всех отраслей экономики и 130 тыс. индивидуальных владельцев. Примечательно, что если в конце 90-х — начале 2000-х годов число индивидуальных владельцев росло быстрыми темпами, то в прошлом году их численность стабилизировалась. Сегодня наблюдается уменьшение количества крупных и средних предприятий автотранспорта, что объясняется льготным налогообложением малого бизнеса.

Авиаперевозки

Во всем мире грузовая авиация за совсем небольшой срок своего существования по сравнению с остальными видами транспорта завоевала популярность среди компаний, которым нужно быстро и качественно доставить груз на большое расстояние. Сегодня авиация уже не считается видом транспорта с ограниченными возможностями. По воздуху перевозят не только почту и малогабаритные грузы. С появлением новых типов широкофюзеляжных грузовых самолетов по воздуху стали перевозить и крупногабаритные моногрузы, весящие десятки и сотни тонн. Основными потребителями таких услуг являются мировая аэрокосмическая индустрия, производства транснациональных корпораций, разбросанных по всему миру, нефтегазовая, энергетическая и автомобильная отрасли.

По сравнению с объемами грузов, перевозимых другими видами транспорта, физические объемы грузов, транспортируемых авиацией, невелики. Но грузовая авиация доставляет лишь дорогостоящие и порой уникальные грузы либо грузы, доставка которых должна быть обеспечена в минимально короткие сроки. В результате по итогам 2003 года организациями авиационного транспорта был получен наибольший — 11,2 млрд руб. — суммарный объем прибыли среди всех видов транспорта. Сальдированный финансовый результат организаций транспортного комплекса России по итогам 2003 года составил 22,2 млрд руб.

При этом по итогам 2003 года объем грузов, перевезенных российскими авиакомпаниями, упал на 1%, то есть до 620,94 тыс. т. Причем падение наблюдалось именно в сегменте международных перевозок и составило 6,4%, в то время как объем грузов, перевезенных по внутренним воздушным линиям, вырос с 262,67 тыс. т в 2002 году до 279,59 тыс. т в 2003-м. Между тем согласно данным Международной организации гражданской авиации (ИКАО) мировой грузооборот регулярных грузовых авиаперевозок увеличился почти на 4% как в целом, так и на международных линиях.

Парк российских авиакомпаний

Изношенность используемого российскими авиакомпаниями парка самолетов и его несоответствие требованиям ИКАО (по шуму и загрязнению воздуха) приводит к тому, что большинство наших самолетов не имеет право летать в воздушном пространстве стран Северной Америки и Западной Европы.

По данным Федерального агентства воздушного транспорта (ФАВТ), на 16 февраля 2004 года в России зарегистрировано 210 авиакомпаний. Сокращение количества авиакомпаний с 393 в 1994 году до 210 является признаком постепенного оздоровления отечественной системы воздушного транспорта. Согласно информации ФАВТ на 1 января 2003 года парк этих компаний состоит из 661 магистрального пассажирского самолета с началом эксплуатации в 1968—2001 годы, а также 481 грузового самолета с началом эксплуатации в 1967—1993 годы. Таким образом, последние 11 лет закупки новых грузовых машин не производились, а самолетов 93-го года выпуска в парке всего восемь. Если ситуация не изменится, то Россия рискует оказаться за бортом индустрии мировых грузовых перевозок, объем которых по итогам прошлого года составил 30 млн т в физическом выражении и 52 млрд долл. США в денежном. Регулярные перевозки, которые осуществляются авиакомпаниями или компаниями экспресс-доставки, составляют 99% этого рынка (см. врезку на с ...).

Водный транспорт

Основной ассортимент грузов, перевозимых водным транспортом, составляет продукция сырьевых отраслей. В 2003 году наблюдался рост объемов перевозки нефти и нефтепродуктов (наливом), каменного угля, кокса, железной и марганцевой руд, цемента и леса внутренним водным транспортом. При этом было отмечено снижение объемов строительных грузов.

Основной грузопоток отечественного морского транспорта также ориентирован на сырьевые отрасли или крупногабаритные грузы, направляемые на экспорт. В частности, по итогам 2003 года удельный вес переработки внешнеторговых грузов в российских морских портах составил 75%.

Речной транспорт

В 2003 году перевозки внутренним водным транспортом увеличились незначительно (на 0,3%) и составили 119 млн т. Грузооборот этого вида транспорта — 80,3 млрд ткм. Причиной небольшого роста стало позднее открытие судоходства практически во всех речных бассейнах. Объем внешнеторговых грузов, перевезенных в прошлом году внутренним водным транспортом, остался на уровне 2002 года и составил 30 млн т.

Морской флот

В 2003 году объем грузов, перевезенных морским транспортом, снизился на 8,4%, а грузооборот — на 30,7%. Перевозки в загранплавании уменьшились на 4 млн т, что связано с увеличением количества судов российских пароходств, работающих на иностранных фрахтователей на условиях тайм-чартера1 (объемы перевозок грузов флота, работающего на таких условиях, в действующих формах российской статистической отчетности не предусмотрены). В прошлом году около 30% бюджета эксплуатационного времени флот российских пароходств работал на условиях тайм-чартера у иностранных фрахтователей. При этом в 2003 году наблюдался рост объема перевозок в каботажном2 плавании, который увеличился по сравнению с 2002 годом на 41,7%.

Транспортные тарифы

В прошлом году в нашей стране темпы роста тарифов на грузовые перевозки в отраслях Минтранса оказались ниже, чем темпы роста цен производителей промышленной продукции. (см. рисунок). И это с учетом того, что в этот же период наблюдался опережающий рост цен на топливо. А наибольшее увеличение стоимости транспортировки грузов произошло в железнодорожном транспорте (26,5%) — в отрасли с государственным регулированием тарифов.

Экономический обзор российской транспортной системы

Роль транспорта в увеличении ВВП

Начиная с 1996 года доля валовой добавленной стоимости транспорта в ВВП России постепенно снижалась и в последние четыре года стабилизировалась в пределах 7—7,5% (см. табл. 2).

Экономический обзор российской транспортной системы

Если посмотреть аналогичные данные по ЕС и Польше, то можно прийти к неутешительному выводу: в России очень высокие транспортные затраты на производство 1 долл. ВВП (см. табл. 3). Даже по сравнению с Польшей нам надо перевезти грузов в два раза больше, чтобы получить те же 1000 долл. ВВП. С одной стороны, высокие тарифы имеют объективную причину — большую территорию транспортной сети. Но с другой — создание оптимальной системы грузоперевозок должно содействовать эффективному функционированию экономики в целом.

Экономический обзор российской транспортной системы

_________________________________________
1 Time charter (анг.) – морской договор аренды торгового судна или его части на определенный срок. Судно передается снаряженным, укомплектованным экипажем в состоянии, пригодном к использованию для целей, предусмотренных договором. Фрахтователь несет расходы, связанные с эксплуатацией судна.
2 Перевозка грузов и пассажиров, осуществляемая в пределах одного моря, в прибрежных водах, чаще всего между портами одного государства.

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...


Опрос

Вы планируете менять работу в новом году?

  • Да, планирую 36%
  • Подумываю об этом 26.4%
  • Нет, пока никаких перемен 28%
  • Это секрет! 9.6%
Другие опросы

Рассылка



© 2007–2016 ООО «Актион управление и финансы»

«Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43625 от 18.01.2011
Все права защищены. email: fd@fd.ru


  • Мы в соцсетях
×
Чтобы скачать файл, пожалуйста, зарегистрируйтесь

Сайт журнала «Финансовый директор» - это профессиональный ресурс для сотрудников финансовых служб и профессиональных управленцев.

Вы получите доступ не только к этому файлу, но и к другим статьям, рекомендациям, образцам регламентов и положений для управления финансами компании.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Зарегистрируйтесь на сайте,
чтобы продолжить чтение статьи

Еще Вы сможете бесплатно:
Скачать надстройку для Excel. Узнайте риск налоговой проверки в вашей компании
Прочитать книгу «Я – финансовый директор. Секреты профессии» (раздел «Книги»)

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль