Современный финансовый директор: от управления финансами к управлению стоимостью компании

2726
Чернецкая Анна
главный редактор журнала "Финансовый директор"
В середине этого года Москву впервые посетил Седрик Рид — известный эксперт в области корпоративных финансов. Рид презентовал свою новую книгу «CFO как бизнес-интегратор», которая посвящена изменению роли финансового директора в современном бизнесе. Книга написана на основе интервью с финансовыми директорами ведущих мировых корпораций. Думаем, что нашим читателям было бы интересно сравнить функции и задачи финансовых руководителей западных и российских компаний.

Изменение задач финансового директора

По словам Стива Дэвиса (Steve Davis), финансового директора компании ExxonMobile (интервью с ним открывает первую главу книги С. Рида), задачи финансовых руководителей за последние десятилетия существенно изменились. В 80-е годы финдиректор основное внимание уделял непосредственно процессам движения финансовых средств. В начале 90-х годов его задачи были намного уже: главным образом он занимался не отслеживанием денежных потоков, а поддержкой процессов принятия финансовых решений. В начале этого столетия функции финансовых директоров С. Дэвис уподобляет виртуальной финансовой сети: управляя различными сферами деятельности компании, они стали активно использовать преимущества, которые дают новые информационные технологии, прежде всего интернет.

Сегодня ясно определилась еще одна важная тенденция. На стоимость ведущих западных компаний все больше влияют активы, которые С. Рид называет неощутимыми: их доля составляет до 80% стоимости компании, но они не отражены в балансе. Например, в сфере телекоммуникаций неощутимые активы — это зрители и слушатели, в нефтяной отрасли — запасы нефти, в фармацевтической промышленности — исследования по разработке новых лекарственных препаратов, а в сфере товаров широкого потребления — бренды. Таким образом, в последнее время финансовый директор все больше отвечает за информацию нефинансового характера, поскольку именно она позволяет прогнозировать стоимость компании и оказывать непосредственное влияние на стоимость акций. Поэтому сфера деятельности современного финансиста намного шире, чем управление финансовыми потоками. И информация нефинансового характера все в большей степени присутствует в финансовых документах компании для того, чтобы инвесторы могли лучше разбираться в процессах, происходящих в компании. Именно поэтому сегодня многие западные эксперты задаются вопросом, кто обладает большей властью — финансовый директор или генеральный? Некоторые эксперты утверждают, что финансовому директору следует отчитываться непосредственно перед правлением (советом директоров) компании, поскольку в связи со спецификой работы ему необходима определенная самостоятельность и даже независимость от генерального директора, с которым тем не менее он должен работать в тандеме. Нужно постоянно поддерживать деликатный баланс, утверждает Рид. Очевидно, что подобная проблема актуальна и для многих российских компаний.

Автор книги также отмечает, что западные компании решили вопрос, который активно обсуждался многие годы: кто должен отвечать за развитие информационных технологий — генеральный или финансовый директор? Этому способствовала ситуация, сложившаяся на рынке в конце 90-х годов: так называемый эффект «мыльного пузыря» на бирже с акциями ведущих IT-компаний, когда сначала наблюдался бурный рост их стоимости, а затем этот рынок рухнул. Тогда многие компании вложили в информационные технологии значительные средства, которые не принесли ожидаемой отдачи. Поэтому сегодня при принятии решения о финансировании сферы информационных технологий прежде всего спрашивают мнение финансового директора. Таким образом, именно финансовые директора в ведущих западных компаниях отвечают за развитие информационных технологий.

Справка

Седрик Рид (Cedric Read) более двадцати лет занимал руководящие должности в компаниях KPMG и PricewaterhouseCoopers, консультируя финансовых директоров ведущих компаний мира (Shell, BP, Glaxo-SmithKline и др.). Сегодня он является консультантом по стратегическим вопросам компании SAP.

Финансовый директор будущего

По мнению CFO компании ExxonMobile С. Дэвиса, роль финансовых директоров будет возрастать и в дальнейшем, поскольку они находятся в центре всех процессов управления предприятием, планирования деятельности, работы с клиентурой.

Как известно, на Западе сегодня наблюдается тенденция к широкому использованию аутсорсинга — работе со сторонними поставщиками. Этому посвящена новая книга С. Рида «Руководство для CFO: взгляд на аутсорсинг». Любопытно, что западные компании все активнее практикуют передачу финансовых услуг на аутсорсинг. Такая схема работы характерна для ряда банков и страховых компаний, а также для компаний нефтедобывающей отрасли. Так, к аутсорсингу финансовых услуг часто прибегает крупнейшая британская компания British Petroleum. В связи с этим возникает закономерный вопрос: если компания отдает на сторону финансовые функции, чем же тогда должен заниматься финансовый директор?

По мнению С. Рида, основной задачей финансового директора становится прогнозирование. Поэтому мировую тенденцию в финансовой сфере сегодня можно сформулировать так: меньше бюджетных подсчетов, больше прогнозов. Компании, с которыми приходилось сталкиваться С. Риду, уделяют повышенное внимание прогнозированию, которое базируется на анализе ежегодных показателей работы предприятия. Для прогнозирования деятельности компании используются ERP-системы, которые предоставляют возможность единого интегрированного ведения бюджета, подготовки системы ключевых показателей и прогнозов. Иными словами, ERP-системы позволяют сочетать финансовую и нефинансовую информацию для успешного управления делами предприятия.

Рид считает, что в будущем само название должности изменится: это будет не финансовый директор, а директор по управлению стоимостью, то есть руководитель, главной задачей которого станет управление всей цепочкой создания стоимости компании. По мнению С. Рида, для этого потребуются и новые профессиональные качества, и особая подготовка финансовых директоров. Также финансового директора в будущем можно считать и директором по рискам, которому придется управлять не только финансовыми рисками, но и рисками, связанными с выпуском продукции, клиентами, и, наконец, рисками, связанными с развитием самого предприятия. Название книги С. Рида «CFO — бизнес-интегратор» как раз и отражает основную задачу финансового директора — соединение воедино всех компонентов бизнеса. По мнению автора, между финансовой сферой, управлением людскими ресурсами и информационными системами границы будут стираться. Это означает, что финансовый директор будущего в равной степени должен отвечать за управление финансами, информационными системами и персоналом.

«Должны действовать общие принципы работы в деловой сфере»

В ходе визита в Москву Седрик Рид дал небольшое интервью представителю нашего журнала. Предлагаем вам его ответы на вопросы, которые часто присылают в редакцию наши читатели — финансовые директора российских компаний.

— Большинство российских компаний пока не перешли на МСФО, не являются прозрачными и не готовы к внедрению ERP-систем. Означает ли это, что задачи финансовых директоров российских компаний должны отличаться от задач их западных коллег?

— Во всем мире разные условия ведения бизнеса и деловая культура. Мне трудно судить о России, так как это мой первый визит в вашу страну, я не настолько хорошо знаком с местными реалиями, но тем не менее могу сказать следующее. Многие базовые финансовые процессы, очевидно, одинаковы как в России, так и в западных странах. И в любой российской организации финансовый директор должен управлять денежными потоками. Это основа его работы. Компании, которые являются сегодня небольшими, но рассчитывают на рост в будущем, должны построить отлаженную инфраструктуру по управлению финансовыми потоками таким образом, чтобы по мере их роста и, возможно, выхода на международный рынок эта система была масштабирована. Поэтому они должны иметь под рукой инструменты, которые позволят им отчитываться как перед клиентами, так и перед руководством.

Что касается инвестиций в такие системы, как ERP, то их можно осуществлять постепенно. Таким образом можно по кирпичикам строить здание на будущее. Возможно, если ваша компания невелика и вы не планируете существенного роста, ERP-система для вас малопригодна. Однако если вы хотите получить конкурентные преимущества на мировом рынке в будущем, вам без этой системы не обойтись. Вместо вопроса «вкладывать ли деньги в такие системы вообще», скорее, следует задавать вопрос, «когда нужно осуществлять подобные вложения». В каждой компании этот вопрос должен решаться с учетом ее специфики. Но в любом случае, очевидно, что современный мир превращается в единый рынок, поэтому должны действовать общие правила и принципы работы в деловой сфере.

— Многие российские компании в качестве стратегической задачи выбирают увеличение прибыли, а не стоимости компании. Что Вы думаете по этому поводу и есть ли вероятность изменения данной тенденции?

— Это вопрос, скорее, философский, потому что между этими двумя задачами — увеличение прибыли и увеличение стоимости компании — приходится постоянно искать компромисс, причем любой компании. Думается, что при работе в условиях устоявшихся рынков капитала основное внимание придается все-таки вопросу стоимости, а прибыль рассматривается лишь как этап, индикатор для достижения более глобальной цели — увеличения стоимости компании. Но это касается только зрелого рынка. Некоторые западные компании открытого типа — государственные и открытые акционерные общества — сегодня склоняются к закрытию круга своих акционеров и приватизации, чтобы «развязать руки» для инвестирования. В этом случае они не будут скованы требованиями публиковать свою информацию о ежегодной прибыли (это обязаны делать частные компании). При долгосрочной стратегии увеличения стоимости компании это предоставляет возможность инвестировать в развитие и получать прибыль по мере выполнения задач, по мере роста.

Беседовала Анна Чернецкая

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...


Опрос

Вы планируете менять работу в новом году?

  • Да, планирую 36%
  • Подумываю об этом 26.4%
  • Нет, пока никаких перемен 28%
  • Это секрет! 9.6%
Другие опросы

Рассылка



© 2007–2016 ООО «Актион управление и финансы»

«Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43625 от 18.01.2011
Все права защищены. email: fd@fd.ru


  • Мы в соцсетях
×
Чтобы скачать файл, пожалуйста, зарегистрируйтесь

Сайт журнала «Финансовый директор» - это профессиональный ресурс для сотрудников финансовых служб и профессиональных управленцев.

Вы получите доступ не только к этому файлу, но и к другим статьям, рекомендациям, образцам регламентов и положений для управления финансами компании.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Зарегистрируйтесь на сайте,
чтобы продолжить чтение статьи

Еще Вы сможете бесплатно:
Скачать надстройку для Excel. Узнайте риск налоговой проверки в вашей компании
Прочитать книгу «Я – финансовый директор. Секреты профессии» (раздел «Книги»)

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль