Первый год с портфелем

47
Многообразие. На развитых рынках существует особый класс инвесторов, специализирующихся на вложениях во вновь появляющиеся фонды. Считается, что доходность таких вложений выше.
На Западе инвестиционные фонды с двух-, трехлетней историей считаются «новичками». За меньший срок управляющие просто не успевают наработать достаточный по тамошним меркам track record (история результатов). Но не стоит забывать, что в тех же США практика инвестирования в фонды в их современном виде развивается уже более полувека. Российский же рынок справил свое десятилетие лишь в прошлом году. «Конечно, в теории нужно смотреть на многолетние результаты работы фондов. Но для нашего рынка ПИФ перестает считаться «новичком», если он проработал больше года», – рассуждает управляющий портфелем УК «Центринвест» Роман Андреев. Все эксперты, опрошенные «Ф.», придерживаются схожей точки зрения.

На дрожжах. Теперь красноречивые цифры. Начиная с марта 2006 года к работе приступили 132 новых розничных фонда. Наибольшей популярностью пользуются ПИФы акций – в течение года сформированы 57 фондов (с учетом трех перешедших в данную категорию). Список ПИФов смешанных инвестиций пополнили 34 «новичка», облигационных – 17, индексных – 15. Остальные вновь пришедшие инвестируют либо в другие ПИФы, либо в денежный рынок. Стоит отметить, что всего за один год «популяция» фондов акций увеличилась на 66%, ПИФов облигаций – на 30%, смешанных инвестиций – на 37%. По мнению управляющего директора УК «Альфа-капитал» Арена Апикяна, такой «перекос» в сторону более рискованного сегмента рынка коллективных инвестиций связан с бурным ростом котировок акций в 2005–2006 годах.

Кстати, более половины ПИФов акций (31 из 57), сформированных в течение года, – «идейные» фонды, инвестирующие либо в определенные отрасли (23 из 57), либо во второй эшелон, либо в привилегированные бумаги. Дело в том, что у управляющих компаний, которые давно присутствуют на рынке, уже есть линейка обычных продуктов. Поэтому, дабы удовлетворить спрос инвесторов, который становится все более изысканным, УК создают специализированные продукты.

С другой стороны, на конец 2006 года количество ненулевых счетов пайщиков, по данным Национальной лиги управляющих, составляло около 300 тыс. Таким образом, если учесть, что один инвестор может «войти» сразу в несколько фондов, истинное число пайщиков гораздо меньше. Следовательно, многие просто не знают, что такое паевой фонд, не говоря уже о более тонких материях. «Немало тех, кто просто смотрит на доходность прошлого периода и на основе этих результатов выбирает фонд. Такое решение больше похоже на игру, чем на инвестирование», – считает аналитик УК «Менеджмент-центр» Максим Капитан. «Идейные» фонды – для более опытных пайщиков. Поэтому мы стараемся сначала подготовить инвестора к таким вложениям, «провести» его через «обычные» ПИФы», – делится своими наработками Арен Апикян.

Есть идея. Опыт работы с «новичками» между тем приносит неплохие дивиденды. И вот тому доказательство: возьмем два виртуальных фонда фондов. Первый инвестирует в равных долях в «старые» ПИФы акций, работающие больше года, второй – во вновь появившиеся. Соответственно доходность каждого будет рассчитываться исходя из среднеарифметического прироста стоимости паев, приобретенных на средства этих виртуальных фондов. Что же в итоге? Оказывается, ПИФ, инвестирующий в «долгожителей», будь он реальным, принес бы за год около 17% дохода, а тот, что сделал ставку на «новичков», – 34%, то есть почти двукратный перевес в доходности. Но мало того, последний отличился бы еще и меньшей волатильностью – 3,5% против 4,9%, следовательно, восхождение «первогодок» оказалось более уверенным.

Превосходству «новичков» есть несколько логичных объяснений. Во-первых, среди фондов, созданных в течение года, большое количество отраслевых ПИФов. Так, фонд «КИТ – российский финансовый сектор» за 11 месяцев своей работы увеличил стоимость пая на 47%, «Замоскворечье – российская энергетика» под управлением УК Банка Москвы (9 месяцев) – на 82%. Конечно, среди «специалистов» есть и ПИФы, инвестирующие в бумаги нефтяных компаний, – за время работы они уменьшили стоимость паев. Но ничего не поделаешь: нефтегазовый сектор составляет около двух третей отечественного фондового рынка – в портфелях «старичков» также немало бумаг данной отрасли.

По мнению Максима Капитана, успехи «новых» фондов связаны и с их размерами. Здесь уместно сравнение с «ветеранами» рынка. На долю только двух ПИФов – «Лукойл Фонд первый» (УК «Уралсиб») и «Тройка Диалог – Добрыня Никитич» – приходится почти 40% совокупной СЧА всех открытых и интервальных фондов акций. Их размеры затрудняют маневрирование в условиях быстро меняющейся ситуации на не слишком ликвидном отечественном рынке. И стоит ли удивляться, что все последние коррекции – в марте, мае, июне и сентябре 2006 года, а также в феврале–марте 2007-го – «первогодки» прошли с меньшими потерями, чем «старшие товарищи».

«В начале работы все активы фонда – это деньги, которые могут единовременно и оптимально использоваться. Потом управляющему часто приходится корректировать структуру портфеля в зависимости от притока и оттока клиентских денег», – обращает внимание заместитель гендиректора УК «Арбат Капитал – управление активами» Михаил Армяков.

Не стоит забывать и о ПИФах под управлением новых УК. Такие компании заинтересованы в отличных показателях, чтобы использовать их в рекламных целях. Ведь отсутствие узнаваемого брэнда можно компенсировать присутствием на верхних строчках рэнкингов. «Вот компании и прикладывают сверхусилия, чтобы продемонстрировать лучшие результаты», – рассуждает Андрей Романов.

КОММЕНТАРИИ

Сергей Михайлов, генеральный директор УК ПСБ:
– По нашему мнению, одна из основных причин бурного роста числа новых ПИФов кроется в стремлении управляющих компаний удовлетворить пожелания существующих и потенциальных клиентов, предложив им как можно более широкий выбор инвестиционных стратегий. Если еще недавно неким «стандартом» для УК, ориентированной на привлечение рыночных пайщиков, являлось наличие «универсальной» линейки продуктов – фонда акций, облигаций и смешанных инвестиций, то сейчас практически все крупные компании постепенно расширяют свой «ассортимент» за счет «идейных» фондов – индексных, отраслевых и т. д. Кроме того, росту числа специализированных фондов способствует поступательное развитие отечественного фондового рынка. Например, устойчиво растущее число IPO компаний из различных секторов экономики расширяет возможности по созданию отраслевых фондов и наполнению их портфелей.

Елена Касьянова, генеральный директор УК Банка Москвы:
– На наш взгляд, фонд перестает быть новым, когда объем привлечения по нему выходит на один уровень со «старыми» и происходит его полная интеграция в линейку продуктов. Резкое увеличение числа ПИФов в прошлом году связано, во-первых, с ростом спроса на массовые продукты доверительного управления. Во-вторых, на рынке появляются новые объекты для инвестирования, позволяющие реализовать интересные идеи. К тому же уровень грамотности пайщиков растет одновременно со всей отраслью коллективных инвестиций. Если раньше люди просто входили в рынок «в целом», то сейчас для многих более привлекательными являются фонды с заложенной в них идеей. Зачастую «старые» и «новые» фонды относятся к разным категориям по степени риска, а соответственно и доходности. Если стратегия «новичка» более рискованная, то потенциально он принесет больше денег. Если же степень риска у них одинаковая, то и результаты будут близкими.

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...


Опрос

Вы планируете менять работу в новом году?

  • Да, планирую 36%
  • Подумываю об этом 26.4%
  • Нет, пока никаких перемен 28%
  • Это секрет! 9.6%
Другие опросы

Рассылка



Вас заинтересует

© 2007–2016 ООО «Актион управление и финансы»

«Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43625 от 18.01.2011
Все права защищены. email: fd@fd.ru


  • Мы в соцсетях
×
Чтобы скачать файл, пожалуйста, зарегистрируйтесь

Сайт журнала «Финансовый директор» - это профессиональный ресурс для сотрудников финансовых служб и профессиональных управленцев.

Вы получите доступ не только к этому файлу, но и к другим статьям, рекомендациям, образцам регламентов и положений для управления финансами компании.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Зарегистрируйтесь на сайте,
чтобы продолжить чтение статьи

Еще Вы сможете бесплатно:
Скачать надстройку для Excel. Узнайте риск налоговой проверки в вашей компании
Прочитать книгу «Я – финансовый директор. Секреты профессии» (раздел «Книги»)

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль