Кто останется на рынке

43
Мнения. Бурный рост индустрии коллективных инвестиций прощает многие ошибки. Но как только рынок достигнет этапа, когда количество перерастает в качество, на нем станет тесно. Кто выиграет в такой ситуации? Об этом рассуждают опрошенные «Ф.» эксперты.
«ИДУ выгодней, но ПИФы – витрина компании»

Павел Шевчук, генеральный директор УК «РТК-инвест»

Оценивая результаты прошлого года, можно с уверенностью говорить о переломном моменте в отрасли коллективных инвестиций. Судите сами: пайщиков сегодня уже около 300 тыс. человек, и их число увеличивается с каждым днем. Причем рост затронул не только паевые фонды, но и другие сегменты рынка. Но в ПИФах он наиболее виден. Ведь фонды наиболее прозрачны и рассматриваются в качестве определенного бенчмарка, индикатора состояния всей индустрии управления активами. Кстати, в фондах на данный момент наиболее высокая конкуренция. Особенно это заметно в плане создания агентских сетей. Участники рынка поняли: у кого будет больше пунктов продаж, тот и победит в борьбе за клиента. Но что интересно: широкая сеть распространения паев фондов ставит на второй план результаты управления ПИФами. Уже сейчас можно видеть несколько ярких примеров: управляющие компании показывают среднюю доходность, но благодаря большому количеству точек продаж являются одними из лидеров по привлечению клиентских денег.

В будущем степень развития агентской сети станет ключевым моментом при оценке бизнеса УК. Естественно, результаты управления будут не на последнем месте и останутся одним из наиболее значимых факторов для пайщиков, но все-таки качество дистрибуции, то есть доступность для клиентов, будет иметь определяющее значение.

Если говорить об управлении пенсионными резервами НПФ, то здесь конкуренция ниже – «поляна» уже поделена. Да и непонятен пока «вектор» правительства в отношении негосударственных фондов: не видно шагов для развития отрасли. К тому же у «больших» НПФ уже есть свои кэптивные УК, и у многих людей они ассоциируются с крупными корпорациями, которые используют фонды для решения своих внутренних задач. В таком бизнесе рыночная составляющая мала. Компании, которая не хочет зависеть от желаний одного клиента, нужно ориентироваться на свободные секторы в индустрии управления активами. Например, перед нами на определенной стадии развития возникла необходимость снизить долю кэптивности. И сегодня у нас нет ни одного пайщика, аффилированного с УК.

Пока степень развития рынка позволяет управляющим компаниям работать практически во всех секторах, места хватает. Но по мере перехода от экстенсивного пути развития к интенсивному управляющим придется выбирать «специализацию». Так, мы собираемся наращивать свою долю на розничном рынке: в паевых фондах и индивидуальном доверительном управлении. С точки зрения абсолютного дохода ИДУ несомненно выгоднее, но ПИФы – витрина компании. Можно долго и красиво рассказывать о результатах в 200–300% годовых для индивидуалов, но если ПИФы у тебя на последнем месте, то это повод задуматься. Ведь отчеты ИДУ готовишь ты сам, а доходность фондов подтверждают и ФСФР, и спецдепозитарий.

«В нашей индустрии действует принцип “деньги к деньгам”»

Олег Мазуров, генеральный директор УК «Альянс Росно Управление активами»

Прошлый год показал, что крупные компании получают преимущества и реализуют их, привлекая все больше активов, а мелкие продолжают растворяться в рынке. В этой ситуации для индустрии управления активами вырисовывается логичный путь дальнейшего развития: консолидация и/или привлечение крупных инвесторов. Этот процесс понятен и обоснован: количество компаний превышает все разумные нормы для данного этапа развития рынка.

Индустрия управления активами сегодня по-прежнему находится в слаборазвитом состоянии, поэтому о нормальной, рыночной конкуренции пока преждевременно рассуждать. Однако стоит отметить, что определенная борьба между управляющими компаниями все же ведется: большинство УК сегодня конкурируют на рынке труда. Ведь число компаний растет, а профессионалов в индустрии больше не становится.

Если же говорить о привлечении различных типов клиентов, то в силу неразвитости рынка и узости изученной базы потребителей инвестиционных услуг основная борьба разворачивается в сегменте индивидуального доверительного управления. Отечественные миллионеры всем известны – за их доверие и сражаются российские УК.

К сожалению, в России пока мало рыночных компаний – многие операторы связаны взаимными обязательствами. О степени «прозрачности и рыночности» той или иной УК, на мой взгляд, стоит судить, опираясь на данные о стоимости чистых активов открытых и интервальных ПИФов под ее управлением. Размышляя о зависимости УК от «материнских» финансовых потоков, задаешся вопросом: насколько дорого обходится такая зависимость? Кэптивность – это основа всего отечественного бизнеса, которая связана с его историей и традициями. Сложно дать однозначную оценку, хорошо это или плохо. Например, в Германии взаимопроникновение различных финансовых групп настолько сильно, что «кэптив» в его российском понимании – это просто норма бизнеса. Однако, руководствуясь логикой, можно с уверенностью говорить, что бизнес, построенный на привлечении независимых клиентов, стоит гораздо дороже кэптивного. Но и инвестиций «на раскрутку» такой компании требуется гораздо больше. В итоге рыночные УК, как правило, более диверсифицированы, а их бизнес стабильнее.

В нашей индустрии действует принцип «деньги к деньгам» – на большие активы можно привлечь еще большие, потому что многие клиенты измеряют успех бизнеса его величиной. С другой стороны, значительные масштабы бизнеса в нашей стране предполагают и соответствующие расходы на его содержание. По европейским меркам удельный размер активов на одного специалиста фронт-офиса у лучших управляющих составляет около $1 млрд. В России этот показатель на несколько порядков меньше по многим причинам, в том числе и законодательного характера. Крупнейшие компании «содержат» 50–100 человек в штате, тем не менее их активы не превышают $3 млрд.

«Управляя средствами олигархов, не нужно пытаться играть в “рынок”»

Павел Толмачев, управляющий директор, член совета директоров УК «Церих»

Рынок управления активами в прошлом году сделал шаг вперед. Но перспективы еще более многообещающие. Просто потому, что и по объему средств, и по освоенности наш рынок находится в зачаточном состоянии.

Правда, к моему большому сожалению, это касается и качества ведения бизнеса, и инвестиционных подходов большинства управляющих компаний. При всем многообразии, которое сваливается на потребителя через рекламу и рейтинги, вряд ли в России найдется более 15 реально профессиональных управляющих компаний. Тех, которые знают, как правильно делать этот бизнес, и хоть немного приближаются к западным стандартам. Фактически большая часть участников рынка варится в собственном соку, думая, что они «понимают» этот бизнес. Почему так? Да потому что очень мало специалистов мирового уровня.

Однако в нашей стране уже есть группа компаний-лидеров, которые строят бизнес «правильно». Они аффилированы с крупными российскими инвестбанками или с западным капиталом. У них есть репутация, признание международных инвесторов, те самые кадры мирового уровня, ресурсы. Эти компании покупают и на Западе, и в России лучших специалистов, нанимают лучших портфельных менеджеров. У них есть большая клиентская база, и за счет своих ресурсов и материнского брэнда они ведут экспансию во все сегменты рынка – от ПИФов до private wealth management. Я вообще считаю, что на российском рынке управления активами есть они и есть все остальные.

Все остальные – это либо УК, работающие с кэптивным капиталом и аффилированные с мелкими и крупными ФПГ, либо небольшие УК, созданные при розничных брокерских домах и банках. Качество бизнеса этих компаний, мягко говоря, оставляет желать лучшего, а иначе быть не может. Если в компанию «залиты» активы акционера, то зачем ей развиваться – деньги и так капают. В одной большой УК, аффилированной с одним из крупнейших российских банков, доходность по индивидуальным портфелям считают «на коленках» – просто не удосужились написать четкую методологию и автоматизировать учетную инфраструктуру.

Просто таким компаниям это не нужно, что ясно говорит о качестве всего бизнеса. Что касается УК, созданных при независимых брокерских домах, то они, как правило, перенимают материнский стиль ведения бизнеса. Но то, что хорошо для ритейлового брокерского бизнеса, плохо для управления активами. Ведь это другая аудитория, другая подача – другой бизнес! Однако брокерские «мамы» этого не понимают. В большинстве случаев в таких финансовых холдингах нет «китайской стены» между бизнесами, что пагубно сказывается на управляющей компании. Посмотрите: когда в крупный инвестбанк приходит западный управленец, он стремится просто физически перевести УК в другое место. И это правильно! Еще раз повторюсь – люди в таких компаниях – а их большинство – просто не знают и не понимают, зачем им этот бизнес.

Они пытаются заниматься всем сразу – от длинных линеек ПИФов до wealth management и глобальных рынков. Как сказал один мой коллега, «играют в крупную УК» при, мягко говоря, ограниченных возможностях. С учетом огромной конкуренции – сейчас на рынке работает более 300 компаний – эта группа будет постепенно отмирать и сужаться. В том числе и потому, что инвесторы становятся все более искушенными. Поэтому у компаний, которых нельзя назвать грандами, есть две и только две возможности работать и развиваться на рынке управления активами.

Вариант первый: иметь двух-трех нерыночных клиентов с большими активами. Если ты управляешь средствами нефтяных и строительных олигархов, не нужно пытаться играть «в рынок», не умея и не имея возможности это делать. Это тоже своего рода специализация. Такая модель может быть прибыльной, хотя и несет в себе большие риски. Что касается компаний, привлекающих деньги с рынка, то у них один-единственный путь – максимально четкая, определенная и по возможности узкая специализация во всех смыслах: класс активов, продукты, потребительский сегмент.

Но реализовать это очень и очень непросто. Во-первых, нужна максимальная унификация всех бизнес-технологий: инвестиционных, учетных, фронт-офисных. Зачем? Чтобы не содержать штат в 60 человек при активах в $100 млн, чтобы не считать «на коленках» доходность 100 портфелей. Успешный бизнес управления активами предполагает максимальную технологичность. Во-вторых, нужно работать в максимально рентабельной для данного бизнеса нише. Бизнес-модель должна быть адекватна бизнес-идее. Нельзя заниматься всем и сразу, полагая, что куча ПИФов или декларируемый private banking сделают компанию успешной. В-третьих, компании нужно привлекать и удерживать специалистов высокого класса: управляющих активами, управленцев, «продавцов», IT-персонал – именно люди делают этот бизнес. А люди – это самое сложное и самое дорогое. К сожалению, подавляющее большинство «маленьких» компаний не могут купить профессионалов уровня компаний-лидеров.

Если вы сможете удовлетворить этим требованиям – вы сможете быть маленьким и эффективным. Но это трудно. Увы, именно поэтому «маленькие» играют в «больших», а некоторые «большие», думая, что они лучшие, пользуются технологиями каменного века.

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...


Опрос

Вы планируете менять работу в новом году?

  • Да, планирую 36%
  • Подумываю об этом 26.4%
  • Нет, пока никаких перемен 28%
  • Это секрет! 9.6%
Другие опросы

Рассылка



© 2007–2016 ООО «Актион управление и финансы»

«Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43625 от 18.01.2011
Все права защищены. email: fd@fd.ru


  • Мы в соцсетях
×
Чтобы скачать файл, пожалуйста, зарегистрируйтесь

Сайт журнала «Финансовый директор» - это профессиональный ресурс для сотрудников финансовых служб и профессиональных управленцев.

Вы получите доступ не только к этому файлу, но и к другим статьям, рекомендациям, образцам регламентов и положений для управления финансами компании.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Зарегистрируйтесь на сайте,
чтобы продолжить чтение статьи

Еще Вы сможете бесплатно:
Скачать надстройку для Excel. Узнайте риск налоговой проверки в вашей компании
Прочитать книгу «Я – финансовый директор. Секреты профессии» (раздел «Книги»)

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль