Достройка века

52
Ким, Анна
Автор: Ким, Анна
Госинвестиции. Государственно-частное партнерство (ГЧП) позволит реализовать не только принципиально новые проекты, но и те, которые долгие годы оставались под сукном.
Одной из таких хорошо забытых старых идей может стать строительство железной дороги, соединяющей Транссиб и БАМ. Она проектировалась еще в советские времена, а сейчас существует в виде планов компаний «Металлы Восточной Сибири» (МВС) и ТВЭЛ. На IV Красноярском экономическом форуме, прошедшем в середине февраля, состоялась презентация их проекта по комплексному развитию инфраструктуры Забайкалья. Железная дорога должна обеспечить транспортировку сырья, которое компании будут добывать на новых месторождениях в Бурятии и Читинской области. Для МВС (части группы компаний «Метрополь») это прежде всего освоение Озернинского рудного узла, где будет построен ГОК по производству цинка и свинца. Инвестиции в строительство составят 11,4 млрд рублей. ТВЭЛ планирует разрабатывать урановые месторождения, в том числе Хиагдинское (в его развитие вложат 5,8 млрд рублей).

Основное препятствие для реализации обоих проектов – слабая инфраструктура, для развития которой требуются серьезные инвестиции. Только строительство участка Могзон – Озерный ГОК (165 км) потребует вложения 5,5 млрд рублей, 75% из этой суммы компании рассчитывают получить из Инвестфонда. По словам генерального директора МВС Олега Михайленко, проект уже подготовлен и передан правительственной инвестиционной комиссии. Во сколько обойдется второй участок (Озерный ГОК – БАМ) пока неизвестно, но по длине он должен значительно превзойти первый.

Другой проект с многолетней предысторией поддержкой инвестиционной комиссии уже заручился. На ее заседании, состоявшемся в рамках Красноярского экономического форума, было принято решение одобрить заявку ОАО «Компания Усть-Луга». Она претендует на финансирование из Инвестфонда строительства многопрофильного перегрузочного комплекса «Юг-2». Он должен обеспечить перевалку накатных грузов, в первую очередь импортных автомобилей (по расчетам авторов проекта, не менее 360 тыс. штук в год).

«Компания Усть-Луга» была создана еще в 1992 году для строительства морского торгового порта в Финском заливе. В 90-е годы реализация проекта застопорилась: компания ссылалась на недостаточное финансирование со стороны как государства, так и частных инвесторов. Так, первая очередь угольного терминала была запущена лишь на десятом году строительства. Однако проект похоронен не был. В конце 2005 года совет директоров «Компании Усть-Луга» возглавил Валерий Израйлит. Он пришел на смену Владимиру Якунину, который всего несколькими месяцами ранее стал президентом ОАО «РЖД». Примечательно, что обновленное руководство сразу же пообещало увеличить заложенный в проект грузооборот порта (35 млн тонн в год) в два раза. При этом свой оптимизм оно обосновывало ростом экономики, а также перераспределением грузопотоков между Россией и странами Балтии. А всего через месяц строящийся порт посетил президент Владимир Путин и назвал Усть-Лугу «одним из хороших и ярких примеров эффективного сотрудничества государства и представителей частных компаний». Стоит ли после этого удивляться благосклонности инвестиционной комиссии к заявке. Следует отметить, что строительство порта уже финансируется в рамках ФЦП «Модернизация транспортной системы России». В частности, в расходы по Федеральной адресной инвестиционной программе на прошлый год были включены 1,7 млрд рублей на первую очередь железнодорожного паромного комплекса и еще 364 млн рублей на строительство операционной акватории пусковых перегрузочных комплексов.

Среди проектов, получивших добро на ГЧП еще раньше, также есть долгожители. Например, идея построить платную дорогу из Краснодара в поселок Кабардинка возникла еще в середине 90-х годов. Нашлись даже инвесторы – итальянцы, но помешал разразившийся в 1998 году кризис. Зато в конце прошлого года из средств Инвестиционного фонда решили выделить 1,16 млрд рублей на подготовку проектно-сметной документации в рамках первого этапа проекта. Только после этого правительство примет окончательное решение о софинансировании строительства.

СПРАВКА: Да и нет

IV Красноярский экономический форум прошел 16–17 февраля. В его рамках было проведено заседание инвестиционной комиссии, которая рассмотрела две заявки на средства Инвестиционного фонда. Первый проект предусматривает строительство перегрузочного комплекса «Юг-2» в Усть-Луге со сметной стоимостью 8,41 млрд рублей. Его авторы запросили государственную поддержку на сумму 2,2 млрд рублей. Заявка была одобрена. Но инициаторам предложили пересмотреть бизнес-план и финансовую модель проекта, исключив из запрашиваемой суммы объем затрат, которые были фактически понесены в 2005–2006 годы.

Второй проект – строительство трансрегиональной водной системы в ЮФО. Авторы идеи запросили 2,1 млрд рублей на разработку проектной документации. Их заявка была отклонена. Инвестиционная комиссия под председательством замглавы Минэкономразвития Кирилла Андросова посчитала, что в данном случае нужно проработать вопрос финансирования в рамках федеральной целевой программы «Жилище».

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...


Рассылка




© 2007–2016 ООО «Актион управление и финансы»

«Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43625 от 18.01.2011
Все права защищены. email: fd@fd.ru


  • Мы в соцсетях
×
Зарегистрируйтесь на сайте,
чтобы скачать образец документа

В подарок, на адрес электронной почты, которую Вы укажете при регистрации, мы отправим форму «Порядок управления дебиторской задолженностью компании»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Зарегистрируйтесь на сайте,
чтобы продолжить чтение статьи

Еще Вы сможете бесплатно:
Скачать надстройку для Excel. Узнайте риск налоговой проверки в вашей компании Прочитать книгу «Запасной финансовый выход» (раздел «Книги»)

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль