Доход от резерва

64
Аутсорсинг. Российскую компанию, решившуюся воспользоваться услугами data-центра, в первую очередь волнует вопрос конфиденциальности, а уже потом непрерывности.
Перед любой организацией, потребности которой в обработке информации не удовлетворяются серверной комнатой, лежат три пути. Она может построить свой data-центр. Разместить в коммерческом центре свое оборудование. Или сразу установить корпоративную информационную систему на серверах стороннего data-центра. Последняя услуга называется collocation (размещение). Но вопрос принадлежности серверного оборудования не так критичен, как параметры самих центров. Организации, собирающиеся обратиться к сторонним data-центрам, обычно не вникают во все технические подробности. Их интересуют общие характеристики – безопасность и непрерывность, которые жестко взаимосвязаны.

Безопасность складывается из «физической» и информационной составляющих. «Физическая» безопасность – это комплекс мероприятий, обеспечивающий доступ к серверным стойкам только определенному персоналу. Например, охрана на входе, пояс видеокамер, электронные замки, открывающиеся смарт-картами или по предъявлении отпечатка пальца. Информационная безопасность – это защита программного обеспечения от несанкционированного доступа. В частности, межсетевые экраны, алгоритмы шифрования. Все эти средства призваны обеспечить конфиденциальность данных клиента.

Оценка надежности. Непрерывность работы любого data-центра измеряется «в девятках». Это процент рабочего времени в год. При наиболее распространенном уровне «три девятки» (99,9%) функционирование не должно прерываться в целом более чем на восемь часов в год. «Четыре девятки» (99,99%) допускают перерыв не более часа, «пять девяток» (99,999%) – это почти 100-процентная непрерывность, остановка не превышает и минуты. Для обычных компаний подобный уровень, присущий в основном силовым ведомствам влиятельных стран, слишком накладен. Они вполне удовлетворяются восемью часами. То есть при заключении с компанией соглашения об уровне сервиса (SLA, Service Level Agreement) коммерческий data-центр обещает поддерживать свою работоспособность на уровне, например, 99,99. Если же он не справляется, то выплачивает заказчику компенсацию. Обычно размер компенсации не превышает 2–3-кратной стоимости каждого дня простоя.

Объективной оценкой возможностей data-центров можно считать только внешний аудит, проведенный независимой всемирно известной компанией. Требования к data-центру описаны в американском стандарте ANSI/TIA/EIA-942, принятом в 2005 году. Основное положение стандарта TIA-942 – «звездообразная» топология, в которой все сервисы подводятся к одной области основной разводки. Все центры классифицируются стандартом по четырем уровням. К первому уровню относятся центры, на функционировании которых сказываются даже запланированные работы. Второму уровню соответствует резервирование компонентов по схеме N+1. Центры третьего уровня определяются как одновременно обслуживаемые. И для них ремонт любого оборудования не приведет к остановке компьютерных систем. Наконец, к четвертому уровню относятся катастрофоустойчивые data-центры.

Компании-владельцы порой могут сократить денежные затраты, применив специальное ПО – оно само укажет «критические» места инфраструктуры и даст рекомендации по их исправлению. По словам Алексея Чередниченко, технического консультанта Symantec в России и СНГ, после инсталляции и настройки продукта выбирается один или несколько базовых отраслевых стандартов, описывающих требования к IT-инфраструктуре. Это может быть ISO 17799, FISMA, HIPAA, GLBA, Basel II, COBIT или NIST SP800-53. Решение выявляет расхождения со стандартом и выдает отчет о том, что было найдено. «Например, по стандарту пароль должен быть длиной не менее восьми символов, содержать прописные и заглавные буквы, цифры и специальные символы, – говорит Алексей Чередниченко. – Система проверяет текущие настройки конкретного сервера или домена и показывает расхождения».

Растущие запросы. Среди параметров data-центров, запрашиваемых клиентами, далеко не всегда присутствует дата постройки. А ведь этот показатель косвенно говорит о возможностях центра. Энергопотребление серверного оборудования за последние 3–4 года выросло в среднем в 2–3 раза – с 5–6 КВт на стойку до 10–15 КВт. Значит, у центра, построенного пять лет назад, могут возникнуть проблемы при подключении современной аппаратуры.

Для сохранности информации и непрерывности работы data-центр обеспечивается охраной. Предпочтительнее всего, чтобы центр располагался в отдельно стоящем здании на обособленной территории, на которой организована охрана периметра. В каждом центре действуют система видеонаблюдения и пропускная система. Клиент может попасть только к своему оборудованию. Ему запрещен доступ в помещения, где размещается оборудование самого центра. «Доступ в помещение, в котором расположено оборудование, возможен только в присутствии сотрудников data-центра и допускается в исключительных случаях, – рассказывает Алексей Черевков, директор по развитию услуг data-центров и услуг для СМИ компании «РТКомм.РУ». – Как правило, клиенту предоставляется рабочее место в технологическом помещении, куда выносится демонтированная на время работ техника».

Одно из преимуществ – наличие резервного офиса. В большинстве западных и data-центрах обязательно есть помещения, которыми заказчик может воспользоваться в любой момент, просто перевезя туда на время сотрудников с их компьютерами. Или только сотрудников, если «персоналки» также предоставляются центром. «Резервный офис включает серверы, рабочие станции и инфраструктуру корпоративной сети, – рассказывает Сергей Лысаков, генеральный директор ГК «Стек». – Услуга предусматривает организацию телефонной и факсовой связи и подключение различного оборудования, необходимого клиенту, обеспечение необходимых дополнительных каналов связи». Интерес вызывает и место размещения оборудования для резервного копирования информации. Конечно, лучше, если оно установлено в отдельном здании, еще лучше – в другом городе. Именно поэтому компании, предоставляющие услуги data-центров, зачастую строят «сеть» из территориально разнесенных систем – географическая удаленность гарантирует сохранность информации в случае пожара или наводнения. К тому же нет необходимости тратиться на строительство резервного центра – ведь в аренду сдаются все системы.

Главное – человек. К инфраструктуре, даже построенной по последним требованиям, должен прилагаться детальный регламент действий каждого сотрудника. И продуманы все ситуации – ведь непрерывность обеспечивается краткостью перерыва. «Если работа обслуживающего комплекса организована плохо, то все затраты на обеспечение надежной работы оборудования пойдут насмарку, – говорит Сергей Лысаков. – И наоборот, четкой работой и правильной организацией можно существенно сэкономить на инфраструктуре». К сожалению, профессиональность владельца можно проверить исключительно на практике, то есть на «собственной шкуре».

Сергей Лысаков, генеральный директор ГК «Стек»:
– От сбоев не застрахован ни один data-центр, даже полностью дублированный. Согласно исследованию Uptime Institute, западные data-центры делятся на четыре категории по уровню непрерывности. Для обеспечения максимального значения к data-центрам четвертого класса предъявляется требование распределенности. То есть они должны состоять как минимум из двух географически разнесенных data-центров. Именно такая структура способна обеспечить необходимый уровень непрерывности.

Юрий Прохоров, заместитель генерального директора WideXs:
– Пользоваться услугами data-центра удобно тем компаниям, в чьих офисных зданиях не может быть обеспечен требуемый уровень коммунального и коммуникационного сервиса. WideXs предоставляет инфраструктуру для размещения корпоративного IT-центра с высокой степенью резервирования, а также резервные офисы. Параметры качества каждой из услуг точно определены в соглашениях об уровне обслуживания – SLA.

Олег Письменский, региональный менеджер подразделения Availability Enhancement APC

в EMEA:
– По нашим оценкам, стоимость эксплуатации одной серверной стойки в data-центре находится в границах $80–150 тыс., на долю электроэнергии приходится около 20% затрат. Существенный фактор в условиях дефицита энергетических мощностей – это снижение потерь энергии в обеспечивающих инженерных системах за счет применения высокоэффективных систем обеспечения и распределения электроэнергии.

Алексей Сивидов, заместитель генерального директора IBS DataFort:
– Большое значение для непрерывной работы data-центра имеет система теплоотвода от серверного оборудования. При осмотре технической зоны клиент может сам оценить основные параметры. Шкафы и стойки должны располагаться в шахматном порядке лицевой стороной друг к другу так, чтобы создавались «горячие» и «холодные» проходы. «Холодный» воздух поступает в шкаф или стойку с лицевой стороны, а «горячий» выходит сзади.

ОПРОС: Как это делают

Западные банки выбирают data-центр после проведения анкетирования. Стандартные пункты опросного листа таковы.

1. Компания-собственник
2. Месторасположение
3. Год постройки
4. Общая площадь, полезная площадь
5. Организация энергоподачи, в том числе резервной
6. Наличие резервного офиса
7. Коммуникационные возможности
8. Стоимость размещения оборудования
9. Стоимость обслуживания
10. Стоимость трафика
11. Организация пожаротушения
12. Организация кондиционирования и климат-контроля
13. Система охраны
14. Этаж здания
15. Наличие парковки

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...


Опрос

Вы планируете менять работу в новом году?

  • Да, планирую 34.71%
  • Подумываю об этом 27.27%
  • Нет, пока никаких перемен 28.1%
  • Это секрет! 9.92%
результаты

Рассылка



© 2007–2016 ООО «Актион управление и финансы»

«Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43625 от 18.01.2011
Все права защищены. email: fd@fd.ru


  • Мы в соцсетях
×
Чтобы скачать файл, пожалуйста, зарегистрируйтесь

Сайт журнала «Финансовый директор» - это профессиональный ресурс для сотрудников финансовых служб и профессиональных управленцев.

Вы получите доступ не только к этому файлу, но и к другим статьям, рекомендациям, образцам регламентов и положений для управления финансами компании.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Зарегистрируйтесь на сайте,
чтобы продолжить чтение статьи

Еще Вы сможете бесплатно:
Скачать надстройку для Excel. Узнайте риск налоговой проверки в вашей компании
Прочитать книгу «Я – финансовый директор. Секреты профессии» (раздел «Книги»)

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль