Пятерка, семерка, туз

96
Розница. На фондовом рынке представлены акции трех продуктовых сетей: «Седьмой континент», X5 retail group и «Магнит», однако в течение года список торгуемых бумаг из сектора увеличится.
Аналитики единодушны в положительной оценке инвестиционной привлекательности розничного сегмента, называя его «бенефициаром российского рынка». Причин тому несколько, важнейшая из них – рост доходов и потребления населения. «Доля потребления целого ряда продукции на душу населения значительно ниже по сравнению с аналогичными показателями в странах Западной и даже Восточной Европы. Эта разница будет сокращаться по мере увеличения ВВП и экономики в целом, что обеспечит дальнейший бурный рост в этом сегменте», – объясняет начальник аналитического управления ИК «Велес Капитал» Михаил Зак. Согласно расчетам ИК «Проспект», в 2006–2013 годах средний рост валового оборота розничной торговли составит около 15%.

Еще одним позитивным фактором является постоянное увеличение доли организованной розничной торговли, прежде всего связанное с региональной экспансией крупнейших сетей. Кроме того, отрасль относительно мало зависима от конъюнктуры рынка и внешних потрясений. «Это «защитный» сектор, который гораздо меньше подвергается колебаниям при резких скачках на рынке, например, когда падает нефть», – рассказывает аналитик ИК «Тройка Диалог» Михаил Терентьев.

Эксперт ИК «Брокеркредитсервис» Татьяна Бобровская отмечает, что в отрасли пока относительно низкий уровень конкуренции, если не учитывать Москву и Санкт-Петербург. Совокупная доля трех крупнейших сетей на рынке продовольственной розницы находится на уровне 5–6%, тогда как в странах Восточной Европы этот показатель составляет 10–30%. Процент цивилизованной розничной торговли настолько мал, что компании в ближайшие два-три года могут спокойно развиваться и расти в любом направлении, не сталкиваясь между собой.

Еще одной отличительной чертой российской продуктовой розницы можно назвать относительно слабое присутствие зарубежных игроков по сравнению с рынками других развивающихся стран, что также является благоприятным условием для развития местных торговых сетей.

Ведущая тройка. «Седьмой континент» стал первой российской розничной сетью, разместившей свои акции на бирже в 2004 году. Капитализация компании, составившая $620 млн, сначала показалась участникам рынка завышенной. «Но после IPO бумаги «Седьмого континента» стали дорожать и за год выросли на 160%», – отмечает аналитик МДМ-банка Елена Афонина. А весной 2006 года компания провела вторичное размещение на $238 млн.

Активно привлекая средства, в том числе с помощью долговых инструментов, «Седьмой континент» тем не менее не смог убедить рынок в эффективности использования полученных инвестиций. От торговой сети ожидали высоких темпов роста числа магазинов, а компания за прошлый год открыла всего около 10 супермаркетов. По мнению Татьяны Бобровской, это стало основной причиной того, что инвесторы обходят стороной бумаги «Седьмого континента»: «Акции показали очень бедный рост – всего 3% за 2006 год». Однако, как полагает аналитик, по эффективности работы и управлению, по фундаментальным показателям рентабельности компания остается одной из самых привлекательных продуктовых сетей.

В мае 2005 года состоялось второе IPO представителя продуктовой розницы – 30% своих акций в форме глобальных депозитарных расписок (GDR) разместила на Лондонской фондовой бирже сеть «Пятерочка». Инвесторы оценили компанию в $1,99 млрд. Однако розничное IPO обернулось скандалом – спустя семь месяцев котировки бумаг «Пятерочки» обвалились примерно на 36% после того, как компания объявила о снижении прогноза по выручке на 16–19% по итогам года.

«Тем не менее, вложившись в торговую сеть, инвесторы не прогадали, – рассуждает Елена Афонина. – Уже через год после IPO акции подросли на 50% от цены размещения». А за последний год бумаги X5 retail group подорожали на 85%; основным драйвером роста стало слияние «Пятерочки» и «Перекрестка».

По мнению директора инвестиционно-банковского направления ИК «Тройка Диалог» Максима Арефьева, трудоемкий процесс интеграции двух сетей все еще может настораживать инвесторов. Но аналитик ИК «Брокеркредитсервис» Татьяна Бобровская полагает, что все риски, связанные с объединением, уже неактуальны, и инвесторам скорее нужно обратить внимание на высокую долговую нагрузку X5 retail group. Холдинг до конца года планирует разместить беспрецедентный как для долгового рынка, так и для розничных сетей облигационный заем в 25 млрд рублей. Данная сумма будет привлечена тремя траншами – первый на 9 млрд и два – по 8 млрд рублей с погашением через семь лет.

В апреле 2006 года на РТС и ММВБ прошло третье и пока последнее IPO еще одной продуктовой сети – «Магнит». Стоимость компании по итогам размещения составила $1,94 млрд. Аналитики называют «Магнит» фаворитом российского розничного сектора. Несмотря на невысокие показатели рентабельности, Максим Арефьев считает, что основная ценность компании состоит в создании мощной розничной платформы: «У »Магнита» очень крепкая управленческая команда и всегда четкие планы по реализации своей стратегии. Помимо динамичного развития магазинов формата «у дома» сеть активно вошла в крупный формат, работая в небольших российских городах, чем защитила себя от конкуренции».

Вдохновленные примером. На 2006 год намечалось IPO и сети «Копейка», которое должно было пройти следом за размещением «Магнита». Однако акционеры компании предпочли отложить IPO, сославшись на неблагоприятную конъюнктуру. «Разместиться выгодно было уже довольно сложно – давление оказали две волны коррекции, после которых рынок упал довольно сильно. К тому же много средств инвесторов отвлекло IPO “Роснефти”«, – вспоминает аналитик ИК «Тройка диалог» Михаил Терентьев.

В конце 2006 года стало известно, что ФК «Уралсиб», владеющая 50% акций «Копейки», выкупает остальные бумаги у топ-менеджмента торговой сети. Сделку планируется закрыть до конца февраля 2007 года. У «нового» владельца – свое видение стратегии развития компании. В отчете МДМ-банка, выпущенном по итогам встречи руководства финансовой корпорации с аналитиками, сообщается, что ФК «Уралсиб» не намерена расставаться с контролем над «Копейкой» в течение трех лет и не собирается проводить IPO сети в ближайшие два-три года. Эту информацию подтвердил «Ф.» исполнительный директор по связям с общественностью ФК «Уралсиб» Александр Вихров: «”Копейка” не собирается в ближайшее время выходить на биржу».

Еще одна торговая сеть, размещение которой давно ожидается инвесторами, – петербургская «Лента». Аналитики и участники рынка считали, что до конца 2006 года компания продаст до 30% акций на Лондонской фондовой бирже. Но пока сеть предпочла договориться с Европейским банком реконструкции и развития (ЕБРР) о продаже собственных бумаг на сумму в $125 млн. Как сообщили «Ф.» в компании «Лента», оформление сделки уже почти завершилось. Всем известно, что финансовые институты вроде ЕБРР входят в капитал компаний, чтобы затем продать пакет либо стратегическому инвестору, либо портфельным инвесторам в ходе публичного размещения. Но топ-менеджмент торговой сети по-прежнему уклоняется от ответа на вопрос об IPO, заявляя о «выборе лучшего способа финансирования бизнеса» и «гибкости в принятии решений».

На тот же 2006 год планировал IPO еще один представитель продуктовой розницы – сеть «Дикси». Компания перенесла размещение на 2007 год, что аналитики связали с разочаровывающими данными отчетности по МСФО за 2005 год (чистый убыток составил $3,3 млн). Представители «Дикси» отказались от комментариев в отношении планов по размещению акций.

К трем перечисленным сетям-»второгодникам» в 2007 году в очередь на IPO могут присоединиться группа компаний «Виктория» и «Патэрсон».

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...


Рассылка




Вас заинтересует

© 2007–2016 ООО «Актион управление и финансы»

«Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43625 от 18.01.2011
Все права защищены. email: fd@fd.ru


  • Мы в соцсетях
×
Зарегистрируйтесь на сайте,
чтобы скачать образец документа

В подарок, на адрес электронной почты, которую Вы укажете при регистрации, мы отправим форму «Порядок управления дебиторской задолженностью компании»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Зарегистрируйтесь на сайте,
чтобы продолжить чтение статьи

Еще Вы сможете бесплатно:
Скачать надстройку для Excel. Узнайте риск налоговой проверки в вашей компании Прочитать книгу «Запасной финансовый выход» (раздел «Книги»)

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль