Абсолютные чемпионы

43
Рейтинг. Большинство федеральных ведомств получает в свое распоряжение не более 1% расходной части бюджета. Зато более половины денег приходится на тройку лидеров.
В гонке за право распоряжаться бюджетными средствами лидирует Минфин. С суммой 1,82 трлн рублей он оставил далеко позади все остальные ведомства. Причем его доля в бюджетном «пироге» сократилась с 41% в 2006 году до 38% в 2007-м. Изменение, конечно, может показаться незначительным, однако нужно учесть, что и сам бюджет стал больше. Кроме того, порог в 3% от всех госрасходов преодолевают всего пять ведомств, а более 10% бюджетных средств получают только два – Минфин и Минобороны.

По Руси. Впрочем, львиная доля денег в распоряжении ведомства Алексея Кудрина (1,57 трлн рублей) предназначена для межбюджетных трансфертов. По функциональной классификации это тоже самая крупная статья бюджета: она занимает в расходах более трети. Для сравнения: на обслуживание процентных платежей по государственному долгу пойдет лишь около 157 млрд рублей.

В свою очередь основная часть средств – 1,06 трлн рублей поступает во внебюджетные фонды, главным образом в Пенсионный. ПФР получает куда больше, чем, например, Минобороны, МВД или Федеральное агентство по образованию. Бюджетам других уровней Минфин перечислит почти 417 млрд рублей, из них на выравнивание бюджетной обеспеченности – 260 млрд рублей, что на 14% больше, чем в прошлом году. Это основной канал финансовой помощи региональным властям, средства поступают из Фонда финансовой поддержки регионов (ФФПР). Однако стоит отметить, что в этом году продолжится сокращение доли ФФПР в межбюджетных трансфертах: с 43,1% в 2006 году до 33,6% в 2007-м. Как считают в Институте экономики переходного периода (ИЭПП), методика формирования данного фонда – одна из самых прозрачных, поэтому эта тенденция является скорее негативной.

Любопытны сопоставления некоторых некрупных целевых трансфертов. Так, например, на регистрацию браков и разводов регионы получат 4,3 млрд рублей. Это в общем сравнимо со средствами, предназначенными на обеспечение жильем ветеранов, – 5,2 млрд рублей. А вот на материальную поддержку сотрудников милиции из федерального бюджета в региональные перечислят около 8 млрд рублей. Больше остальных из этой суммы получат москвичи – почти 650 млн рублей.

Субвенции региональным бюджетам, предназначенные для обеспечения занятости, более внушительны – 34,3 млрд рублей. Причем общий объем трансфертов местным службам занятости сравним с суммой, выделяемой Федеральной службе по труду и занятости. При этом крупнейшим получателем стала Чеченская Республика. Это лидерство неудивительно. Чечня занимает первое место в России по числу безработных: на учете в службе занятости состоят почти 330 тыс. человек, а это около 28% постоянного

населения и почти 70% трудоспособного.

Управлять столь внушительными потоками федеральному центру явно непросто. Информированный источник из системы высшего образования рассказывал «Ф.», какой волокитой сопровождается общение вузов с чиновниками по денежным вопросам. Так, например, с начала 2006 года образовательные учреждения в России должны платить налог на имущество. Но государственные вузы, являясь некоммерческими организациями, имеют право на возмещение налога из средств Минфина. Чтобы это право реализовать, вуз должен написать заявку в Федеральное агентство по образованию (ФАО). В ФАО избитая поговорка о том, что семеро одного не ждут, не в чести: агентство терпеливо дожидается, пока все до единого «прошения» будут поданы. Но вузов много, и опоздавшие всегда найдутся. Лишь когда все заявки собраны, ФАО обращается к Минфину. Министерство должно перечислять средства на уплату налога ежеквартально, но на практике может и припоздниться. Пока суд да дело, некоторые вузы успевают удостоиться внимания налоговой службы: им даже начинают начислять пени как неплательщикам.

Незнание – сила. По-прежнему одну из самых весомых статей расходов госбюджета составляют расходы на национальную оборону – 822 млрд рублей. Главному распорядителю этих средств – ведомству Сергея Иванова в этом году достанется 561 млрд рублей. Впрочем, как признают в один голос специалисты, анализ этих расходов сильно затруднен из-за роста их засекреченной части. За пять лет доля закрытых статей выросла с 36,2 до 45%. Расходы на мобилизационную подготовку экономики и ядерно-оружейный комплекс из года в год остаются полностью секретными. Интересно, что доля бюджетного финансирования в распоряжении Минобороны в последние четыре года только сокращалась: в 2004 и 2005 годах она составляла примерно 14% общих расходов, в 2006 году – 12,6%, а в наступившем – 11,7%.

Похожая ситуация сложилась и с расходами на национальную безопасность и правоохранительную деятельность: засекреченная часть расходов выросла за последние пять лет с 22 до 31%. А вот доля бюджетных средств в распоряжении МВД постепенно сокращалась: с почти 7% в 2004 и 2005 годах до 5,9% в 2007-м.

Возможно, это связано с тем, что серьезной отдачи от государственных ассигнований не видно. МВД, занявшему третье место в рейтинге, ежегодно отрезают далеко не диетический кусок бюджетного «пирога», но на показателях работы ведомства это не сказывается. Так, за 11 месяцев прошлого года было раскрыто 1,7 млн преступлений, то есть на 6,5% больше, чем за аналогичный период 2005 года. А вот нераскрытыми остались около 1,8 млн – почти на четверть больше, чем годом ранее. Остались нераскрытыми более 4 тыс. убийств и покушений на убийство. Не доведены до конца следствия по 1,1 млн краж – на 20% больше, чем в 2005 году, и 228 тыс. грабежей (прирост в 21%).

Абсолютные чемпионы

Рейтинг распорядителей средств федерального бюджета

МестоВедомствоРасходы, млрд руб.Доля в общих расходах бюджета, %
2006200720062007
1Министерство финансов1542,701820,841,0537,98
2Министерство обороны474,95560,8712,6411,70
3Министерство внутренних дел240,79284,206,415,93
4Федеральное агентство по образованию131,99206,163,514,30
5Федеральное дорожное агентство126,30158,103,363,30
6Минэкономразвития81,79141,392,182,95
7Федеральное агентство по здравоохранению и соцразвитию93,89132,122,502,76
8Федеральная служба исполнения наказаний86,07101,722,292,12
9Федеральное агентство по строительству и ЖКХ50,1799,601,342,08
10Федеральная налоговая служба61,6199,101,642,07
11Судебный департамент при Верховном суде54,3871,131,451,48
12Министерство сельского хозяйства52,4668,411,401,43
13Федеральная таможенная служба35,8556,570,951,18
14Минпромэнерго21,5155,100,571,15
15Федеральное агентство по промышленности35,1048,020,931,00
16МЧС32,7145,750,870,95
17Федеральное агентство по культуре и кинематографии33,1041,300,880,86
18Федеральная служба по труду и занятости36,4640,150,970,84
19Управление делами президента25,4139,100,680,82
20Федеральное агентство по атомной энергии20,2239,040,540,81
21Генеральная прокуратура31,5138,190,840,80
22Федеральное космическое агентство31,8132,990,850,69
23Федеральное казначейство23,2128,570,620,60
24Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям16,2525,460,430,53
25Федеральное агентство воздушного транспорта 13,4124,100,360,50
26Российская академия наук18,3722,900,490,48
27Федеральная служба судебных приставов14,3922,130,380,46
28Минздравсоцразвития12,2021,680,320,45
29Федеральное агентство по недропользованию17,5021,060,470,44
30Министерство иностранных дел15,3819,850,410,41
31Федеральное агентство морского и речного транспорта18,3119,830,490,41
32Федеральная регистрационная служба15,7519,100,420,40
33Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости12,1617,970,320,37
34Федеральное агентство по науке и инновациям11,1916,430,300,34
35Федеральное агентство железнодорожного транспорта 11,3515,780,300,33
36Федеральное агентство лесного хозяйства13,7315,400,370,32
37Федеральное агентство по физической культуре и спорту10,1315,290,270,32
38Роспотребнадзор12,1015,030,320,31
39ФСБ13,8614,600,370,30
40Федеральное агентство связи5,9713,910,160,29
41Федеральная служба по контролю за оборотом наркотиков11,8913,810,320,29
42Федеральное агентство по энергетике12,1213,450,320,28
43Высший арбитражный суд9,5712,810,250,27
44Минрегионразвития2,1412,620,060,26
45ЦИК2,9112,520,080,26
46Федеральное агентство по управлению ОЭЗ8,1711,810,220,25
47Федеральное агентство водных ресурсов10,6911,500,280,24
48Федеральная миграционная служба7,2610,900,190,23
49Федеральное медико-биологическое агентство7,3110,460,190,22
50Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору6,179,570,160,20
51Росстат11,188,540,300,18
52Федеральное агентство по рыболовству5,908,180,160,17
53Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды5,606,990,150,15
54Служба по надзору в сфере здравоохранения и соцразвития1,196,050,030,13
55Федеральное агентство по госрезервам4,685,540,120,12
56Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору3,794,850,100,10
57Государственная дума4,124,680,110,10
58Федеральное агентство по информационным технологиям6,983,500,190,07
59Министерство юстиции2,103,110,060,06
60Росприроднадзор2,273,060,060,06
61Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом2,882,970,080,06
62Федеральная служба по надзору в сфере транспорта1,902,400,050,05
63Совет Федерации2,162,380,060,05
64Федеральная служба по надзору в сфере связи2,102,370,060,05
65Министерство образования2,892,310,080,05
66Министерство природных ресурсов1,912,090,050,04
67Министерство культуры0,862,060,020,04
68Федеральная служба финансово-бюджетного надзора1,661,990,040,04
69Федеральное агентство специального строительства1,861,890,050,04
70Министерство транспорта2,481,840,070,04
71Государственная фельдъегерская служба1,571,800,040,04
72Верховный суд1,531,710,040,04
73Счетная палата1,481,670,040,03
74Служба внешней разведки0,931,660,020,03
75Федеральная служба охраны1,831,570,050,03
76Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере1,081,340,030,03
77Федеральная служба по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам1,121,280,030,03
78Федеральное архивное агентство1,021,040,030,02
79Федеральная антимонопольная служба0,530,930,010,02
80Федеральное агентство по туризму0,610,910,020,02
81Федеральная служба по финансовому мониторингу0,670,760,020,02
82ФСФР0,790,750,020,02
83Конституционный суд0,580,630,020,01
84Министерство информационных технологий и связи0,460,550,010,01
85Российская академия образования0,330,430,010,01
86Федеральная служба по тарифам0,180,380,0050,01
87Росстрахнадзор0,150,250,0040,01
88Федеральная служба по оборонному заказу0,180,240,0050,01
89Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки0,090,120,0020,003

Источник: Минфин

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...


Рассылка




© 2007–2016 ООО «Актион управление и финансы»

«Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43625 от 18.01.2011
Все права защищены. email: fd@fd.ru


  • Мы в соцсетях
×
Зарегистрируйтесь на сайте,
чтобы скачать образец документа

В подарок, на адрес электронной почты, которую Вы укажете при регистрации, мы отправим форму «Порядок управления дебиторской задолженностью компании»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Зарегистрируйтесь на сайте,
чтобы продолжить чтение статьи

Еще Вы сможете бесплатно:
Скачать надстройку для Excel. Узнайте риск налоговой проверки в вашей компании Прочитать книгу «Запасной финансовый выход» (раздел «Книги»)

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль