Древний мир на ладони

64
Архаика. Еще 5–10 лет назад казалось, что огромное и, бесспорно, великолепное наследие древних цивилизаций закрыто для российских коллекционеров. Сегодня ситуация постепенно меняется.
Традиции коллекционирования в России были практически утрачены за годы советской власти. Образ негодяя-собирателя, вступающего в преступное противоборство с коммунистическим будущим, воспет кинематографом СССР. Теперь, когда 70 лет эпохи «красного» искусства миновали, состоятельные россияне вернулись к благородному увлечению – созданию собственных коллекций.

Однако в своем антикварном сознании Россия безнадежно отстала от Европы: часть направлений остаются неразвитыми, интерес к ним в силу разных причин еще не проснулся. Буквально несколько лет назад одним из них было искусство Древнего мира: Греции и Рима, Востока, Юго-Восточной Азии, доколумбовой Америки. Казалось, что позволить себе приобретение предметов, дошедших до нас из глубины веков, могут только музеи да крупнейшие и богатейшие коллекционеры из Европы. И это несмотря на то, что в России до революции были великолепные академические коллекции древностей – известного египтолога Владимира Голенищева, археолога Алексея Уварова и других: именно на их основе созданы музейные собрания архаики в России.

Но 10 лет назад наметились первые улучшения – в Россию архаику привез художник Кирилл Данелия. Его Fusion Culture Gallery открыта и сегодня, в ней представлены предметы из Древнего Египта и Китая, Гандхары (эллинская культура), Тибета и Юго-Восточной Азии (Бирма, Таиланд, Лаос, Камбоджа). По признанию самого коллекционера, ему более всего импонирует Гандхара, а именно сочетающееся в ее культуре влияние Греции и Азии, их тонкое смешение. Однако, несмотря на довольно широкую известность галереи в антикварных кругах, рынок купли-продажи древностей в России все еще остается слаборазвитым и основной своей частью опирается на «черный» и «серый» сегмент торговли стариной. «Думаю, игрокам рынка из легального сектора, а их становится все больше, в ближайшие пять лет удастся переломить эту печальную тенденцию, – считает один из московских коллекционеров. – В конце концов в России и русскими иконами сначала торговали из-под полы, а потом пришло время выходить на «белый» рынок».

Для жизни и полноценного развития антикварному рынку в целом необходимы вновь появляющиеся и развивающиеся направления. Сегодня одним из самых перспективных является как раз Древний мир. Причин тому несколько. Во-первых, русское искусство, столь востребованное в последние годы, в своем ценовом диапазоне перешло границы разумного: стоимость редких и по-настоящему ценных вещей делает их недоступными подавляющему большинству коллекционеров. Архаика, даже очень качественная, сегодня дешевле в разы, а значит, и потенциал роста у нее значительно выше. Правда, нельзя забывать об особенностях российского ценообразования на предметы древней истории. «Они связаны с тем, что пока вещей на цивилизованном рынке немного, – объясняет директор галереи «Архайос» Юрий Макаренко. – Ведь в России, находящейся, с точки зрения географии, на задворках цивилизованного мира, античных вещей высокого уровня довольно мало. Поэтому при желании мы можем нейтрализовать дилеров от «черной» археологии более высокохудожественными и относительно недорогими предметами с безупречным провенансом из зарубежных коллекций».

Кроме того, не развит пока обмен ценностями между Россией и Западом – ввезти предмет можно, а вывезти уже нельзя. При этом цена на него здесь будет расти медленнее, чем в Европе, как раз из-за неразвитости рынка, а инвестору это невыгодно». Таким образом, цены на подобные предметы в России изначально выше, чем на Западе, в то время как ежегодный прирост пока низок – не более 5%.

Российские коллекционеры, по наблюдениям экспертов в области античного искусства, пока не совсем готовы к тому, чтобы воспринимать архаику как полноценную область инвестиций. «Сегодня все еще слишком увлечены русским искусством, которое национальному сознанию много ближе, – считает дилер Михаил Мальцев. – Но это не может длиться вечно: цены растут, традиционный качественный антиквариат заканчивается, нужно переключаться на что-то другое, более доступное, не менее привлекательное с инвестиционной точки зрения и, разумеется, столь же интересное. Античность, древность – это начало всего, база мирового искусства».

Ведущие аукционные дома Запада торгуют архаикой давно, и рынок там стабилен – регулярно проводят торги, например Sotheby’s и Christie’s. И по их результатам можно в целом судить о том, как будет развиваться направление в России. Хотя бы потому, что мы полностью зависимы сегодня от этих аукционов, от того, что может предложить России Запад. «Европейский рынок архаикой перенасыщен, – говорит Юрий Макаренко. – И специалисты там очень заинтересованы в том, чтобы у нас этот сегмент рынка рос и развивался. Галереи и дилеры идут на любые уступки и готовы к плодотворному сотрудничеству. Поэтому, я уверен, в обозримом будущем мы не рискуем оказаться в ситуации, когда спрос будет превышать предложение, когда мы не сможем предложить коллекционеру и инвестору чего-то достойного». В декабре 2006 года в России состоялся фактически первый аукцион «Искусство Древнего мира», проведенный галереями «Архайос» и «Кабинетъ» – он стал довольно успешным, более 30% лотов были проданы, некоторые даже превысили эстимейт, который, по признанию организаторов, и без того был очень высок. Сейчас, спустя полтора месяца, покупатели все еще интересуются оставшимися лотами, приезжают и приобретают приглянувшиеся предметы. Эксперты отмечают, что интерес к направлению растет интенсивно – буквально за год аудитория заметно увеличилась, образовался круг постоянных покупателей.

Традиционно общемировой интерес вызывают греческие и римские изделия из мрамора: статуи, надгробные плиты. Они наиболее дороги. Очень привлекательны ювелирные изделия – парадная посуда из золота и серебра. Всегда очень востребована качественная аттическая, крито-коринфская керамика. Италийская же посуда менее интересна для коллекционеров, несмотря на внешнюю привлекательность и даже некоторую вычурность. Правда, на последних декабрьских торгах Sotheby’s в Нью-Йорке цены на нее по сравнению с весной 2006 года выросли в два раза, но тенденция все же сохраняется – привлекательнее изделия аттические.

Древнеегипетская цивилизация оставила коллекционерам очень ценные каменные изделия: из мрамора, базальта, известняка. В силу специфики культуры интересно также дерево (саркофаги, их фрагменты), фаянс. Большие надежды возлагают эксперты на предметы из Латинской Америки – в ее наследии привлекательны в первую очередь керамические предметы.

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...


Рассылка




© 2007–2016 ООО «Актион управление и финансы»

«Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43625 от 18.01.2011
Все права защищены. email: fd@fd.ru


  • Мы в соцсетях
×
Зарегистрируйтесь на сайте,
чтобы скачать образец документа

В подарок, на адрес электронной почты, которую Вы укажете при регистрации, мы отправим форму «Порядок управления дебиторской задолженностью компании»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Зарегистрируйтесь на сайте,
чтобы продолжить чтение статьи

Еще Вы сможете бесплатно:
Скачать надстройку для Excel. Узнайте риск налоговой проверки в вашей компании Прочитать книгу «Запасной финансовый выход» (раздел «Книги»)

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль