Интимные риски

48
Экзотика. Страхование необычных рисков, широко используемое на Западе в рекламных целях, в России мало практикуется. Любой спецриск вызывает у надзорных органов подозрения. И все же россиянам есть чем «гордиться» в этой области.
На одном из американских сайтов под громким слоганом «Не покидайте планету Земля... без этого» помещен отсканированный страховой полис компании UFO Abduction Insurance, предлагающей защиту от национального американского страха, неоднократно высмеянного писателями, – похищения инопланетянами. Обезопасить себя можно всего за $19,95. При этом страховая сумма слишком велика для частых выплат – $10 млн. Оно и понятно. В условиях договора написано: чтобы получить возмещение, необходимо доказать факт похищения и вернуться с составленным по всем правилам бланком заявления о выплате. То есть на документе должна стоять печать «Неопознанный летающий объект № такой-то» и подпись «Маленькие зеленые человечки». Неяркими буквами на сайте приведен и тест на адекватность ответов на вопросы: «Есть ли у вас чувство юмора? Воспринимаете ли вы этот полис всерьез?» Но страх порой пересиливает любое чувство юмора. Клиентами UFO Abduction Insurance стали тысячи американцев, а основатель компании Майк Сент-Лоуренс прославился, выступая на CNN и на страницах The Wall Street Journal.

Бизнес на смешном. Участники российского рынка не стремятся афишировать свои договоры с необычными рисками. У чиновников Росстрахнадзора они тут же вызывают подозрения, поскольку ассоциируются с так называемыми серыми схемами. И тем не менее «причудливые» полисы встречаются. С их кратким описанием можно познакомиться на профессиональных форумах страховщиков. Вот несколько примеров. «Попал как-то ко мне перестраховочный слип, в котором страховалась рыба в пруду (по правилам страхования имущества) от риска «повреждение имущества в результате стихийных бедствий, а именно засуха». Все бы ничего, но период действия защиты – январь–март, когда засухи просто не может быть».

«Однажды страховал имущество на складе – корм для собак и кошек. Склад огромный. Кормов – море. Страхователь настаивал на включение в договор риска «поедание застрахованного имущества в результате несанкционированного доступа животных (котов)». Представил картину – отощавший бродячий уличный грязный кот попадает на склад кормов!»

Специалисты компаний вспоминают случаи, когда дельфинов в дельфинарии страховали от «утопления», предприятия от падения метеоритов. А однажды крупный завод включил в полис риск «столкновения с животными». В пояснениях указывалось, что рядом с заводом «пасется стадо коров». Есть еще байка, которую корреспонденту «Ф.» рассказали сразу несколько агентов, – про пруд, застрахованный от огня. Самое смешное, что кульминация этой истории наступила вместе со страховым случаем. Кто-то слил в водоем, который, к слову, относился к пожарной части, мазут. И чуть ли не в тот же вечер у водоема сжигали сухую траву. Вода вспыхнула ярким пламенем. И пожарным пришлось вызывать на подмогу коллег из других частей, потому что водой из собственного пруда они воспользоваться не могли.

Не смешно. Но не только анекдотами живет рынок специальных рисков. Некоторые вещи, которые могут показаться странными, уже прочно вошли в страховой обиход. Так, «Ингосстрах» специально для компаний, привлекающих иностранных специалистов, предложил риск «нетрудоспособность в результате потери частей тела». Он входит в программу страхования от несчастных случаев и позволяет получить возмещение без долгой процедуры установления инвалидности. «Росно» предлагает полисы для домашних, сельскохозяйственных и экзотических животных, а также страхует гражданскую ответственность их владельцев перед третьими лицами. «Росгосстрах» продает полисы страхования от укуса энцефалитных клещей. Они особенно популярны в Сибири, на Дальнем Востоке, Урале и в сельской местности центральных регионов. Компания «Гута-страхование» предлагает обезопаситься от гриппа. «Любому желающему будет введена вакцина. Если в течение года клиент заболеет гриппом и ему потребуется госпитализация, мы обязуемся выплатить компенсацию из расчета 0,5% от страховой суммы в 50 тыс. рублей за каждый день пребывания в клинике, – поясняет главный андеррайтер дирекции медицинского страхования компании Дмитрий Коренев. – Если заболевание гриппом не требует помещения в стационар, компания возмещение не выплачивает».

Части тела. Существует обычная практика, когда отдел рекламы наспех «рисует» красивый полис, обеспечивающий защиту от несчастного случая какой-нибудь знаменитости на время выступления. При этом страховая сумма составляет миллионы рублей, а андеррайтер (специалист по оценке риска) едва успевает посмотреть договор. Несколько лет назад одна компания попала в неприятную историю, застраховав по такой схеме голос известного певца на $2 млн. У Росстрахнадзора возникло множество вопросов касательно адекватности тарифов и соответствия договора лицензированным правилам.

«Известные люди также иногда используют полисы в рекламных целях, – рассказывают в «Росгосстрахе». – Особенно это касается тех договоров, где идет речь о страховании отдельных частей тела. Ведь для некоторых артистов внешняя привлекательность – один из профессиональных инструментов. И в этом случае договор страхования лишь подчеркивает значение, которое придает артист той или иной части своего тела». Светские хроники неоднократно упоминали о такого рода пиар-акциях доморощенных звезд. Назывались имена и страховые суммы, смаковались анатомические подробности. Вот только страховщики, принимающие подобные риски, как правило, оставались в тени. Впрочем, кто застраховал ягодицы Дженифер Лопез, тоже до сих пор неизвестно, а сама звезда наличие такого полиса отрицает. Знаменитости нередко требуют от страховщиков конфиденциальности.

«Для того чтобы застраховать отдельную часть тела, как правило, необходимо заключить с клиентом договор страхования от несчастного случая. И там специальным риском выделить, например, потерю голоса или повреждение носовой полости, – говорит заместитель гендиректора компании «АльфаСтрахование Жизнь» Жанна Шалимова. – Но эти риски всегда индивидуальны и оценить вероятность наступления страхового случая очень непросто. Поэтому компания готова работать с суммами от $200–250 тыс. и только с избранными клиентами. В большинстве случаев – в рекламных целях. Но если клиент просит дополнить договор пунктом о неразглашении, значит, рекламы не получится и подобный полис перестанет представлять реальный интерес для страховщика». Словом, если ваши ягодицы менее знамениты, чем у Дженифер Лопез, то страховать их никто не станет.

Позитив и негатив. Впрочем, возможностей «засветиться» в нетривиальном контексте хватает. Например, «Ресо-гарантия» застраховала летом прошлого года забег на шпильках. Участницы в четырех городах России на скорость должны были преодолеть дистанцию в пределах 100 метров в обуви с каблуком не менее 9 сантиметров. Компания «Согласие» застраховала от несчастных случаев исполнителей главных ролей, негативы, реквизит и съемочное оборудование фильма «9 рота» на сумму около $3 млн. «Макс» в августе 2002 года выдал Николаю Баскову и его жене Светлане Шпигель полис страхования от несчастных случаев и болезней. Страховая сумма составила $1 млн, премия – $25 тыс. Специальный риск по этому договору – постоянная утрата профессиональной трудоспособности (инвалидность, потеря певчего голоса).

Но, как правило, наибольшую огласку получают акции с негативным оттенком. Например, региональный страховщик «Эллис-Тюмень» осенью 2004 года предлагал зрителям, покупавшим билеты на мюзикл «Норд-Ост», полисы страхования жизни и здоровья от несчастного случая, включающие риск теракта. Сомнительная, мягко говоря, реклама.

А вот еще случай был…

26-летняя жительница Великобритании Николь Джоунс застраховала себя от потери привлекательности. Чтобы получить возмещение, размер которого определяется шестизначной суммой, женщину должна признать некрасивой комиссия из 10 строителей. Эксперты именно этой профессии были выбраны потому, что муж Николь является строителем.

Во Франции родители обратились к страховщикам с просьбой застраховать их детей от школьного насилия. Такая инициатива была вызвана множеством потасовок и десятком тысяч зарегистрированных случаев вымогательства и краж личных вещей учеников. Компании MEA и MMA оплачивают счета на лечение детей, пострадавших в школе. По каждой краже лимит выплаты составляет около 100 евро.

Несколько лет назад Peoples Energy, снабжающая природным газом около миллиона потребителей в Чикаго и северо-восточном Иллинойсе (США), понесла огромные потери из-за теплой погоды. Наученный горьким опытом менеджмент компании купил «погодный» полис у страховщика Aegis. Если бы средние температуры оказались на 8% выше нормы, Peoples Energy получила бы миллионы долларов возмещения.

Компания NIG застраховала на 1 млн фунтов более ста спортсменов, принимавших участие в международном турнире по триатлону в Шотландии, от нападения лохнесского чудовища. Команды из Великобритании, ЮАР, Италии и Германии должны были совершить два заплыва в знаменитой бухте Эркарт на озере Лох-Несс. Если бы произошел страховой случай, NIG, по всей видимости, сделала бы одно из величайших открытий в новейшей истории.

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...


Опрос

Вы планируете менять работу в новом году?

  • Да, планирую 36%
  • Подумываю об этом 26.4%
  • Нет, пока никаких перемен 28%
  • Это секрет! 9.6%
Другие опросы

Рассылка



© 2007–2016 ООО «Актион управление и финансы»

«Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43625 от 18.01.2011
Все права защищены. email: fd@fd.ru


  • Мы в соцсетях
×
Чтобы скачать файл, пожалуйста, зарегистрируйтесь

Сайт журнала «Финансовый директор» - это профессиональный ресурс для сотрудников финансовых служб и профессиональных управленцев.

Вы получите доступ не только к этому файлу, но и к другим статьям, рекомендациям, образцам регламентов и положений для управления финансами компании.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Зарегистрируйтесь на сайте,
чтобы продолжить чтение статьи

Еще Вы сможете бесплатно:
Скачать надстройку для Excel. Узнайте риск налоговой проверки в вашей компании
Прочитать книгу «Я – финансовый директор. Секреты профессии» (раздел «Книги»)

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль